Сегодня компенсационные выплаты по ОСАГО за ущерб в ДТП лишь частично покрывают ущерб. Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Рынок автострахования в ближайшее время ждут серьезные перемены. Госдума после почти полугодовой паузы вернулась к законопроекту об ОСАГО. Документ предполагает как существенное увеличение стоимости этого вида страхования, так и выплат компенсаций ущерба. Поправки Минфина предусматривают увеличение премий страховщикам на четверть, сами же компании доказывают, что повышение должно быть на уровне 70%. Чья бы позиция ни восторжествовала, автовладельцам так или иначе придется раскошелиться.
Вчера Госдума обсуждала во втором чтении поправки к закону об ОСАГО. Первое чтение состоялось еще весной. Основные изменения, содержащиеся в законопроекте, направлены на увеличение лимита выплат компенсации пострадавшим в дорожных авариях.
В частности, выплаты по ущербу здоровью предлагается повысить со 160 до 500 тыс. руб. В перспективе же эта компенсация должна увеличиться на 2 млн. руб. Кроме того, планируется увеличить и размер выплат по материальному ущербу со 120 до 400 тыс. руб. Резкое увеличение размеров компенсаций участникам ДТП оплатят из кармана автомобилистов. Минфин считает возможным ограничить рост тарифа ОСАГО на 25%, в то время как страховщики убеждены, что повышать следует не менее чем на 70%. В противном случае этот вид страхования станет убыточным, что может привести к уходу значительной части компаний с этого рынка. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), лоббирующего именно 70-процентное удорожание ОСАГО, в первом полугодии 2013 года средняя выплата составила около 27 тыс. руб. Причем 80% выплат приходится на незначительный ущерб, не превышающий 25 тыс. руб. В РСА признают, что этот показатель начал расти с третьего квартала прошлого года после того, как Верховный суд РФ распространил действие закона о защите прав потребителей на страхование. До этого момента средняя выплата по ОСАГО неуклонно снижалась, что не мешало компаниям перманентно жаловаться на низкую доходность этого вида бизнеса. Вот статистика: за первые шесть месяцев текущего года компании по ОСАГО собрали в общей сложности 63 млрд. руб., выплаты же за этот период составили всего 37 млрд. руб. Таким образом, чистая прибыль страховщиков достигла 26 млрд. руб. История повторяется из года в год, что не мешает РСА утверждать, будто страховые компании едва сводят концы с концами, и на этом основании требовать повышения тарифов. Эксперты не сомневаются, что теперь тарифы вырастут в связи с предлагаемым резким увеличением размера выплат пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Но не факт, что удорожание обязательного вида страхования будет сопровождаться соразмерным улучшением качества обслуживания клиентов. То, что проблемы есть, признает глава РСА Павел Бунин. По его словам, до 20% выплат по ОСАГО сегодня регулируется через суды. «При этом, что характерно, зачастую страховые компании в этих судебных спорах не участвуют и узнают о страховом случае из исполнительного листа», – говорит он. Впрочем, в происходящем Бунин винит не страховщиков, которые либо занижают размер ущерба, либо волокитят выплаты, а неких юристов, за бесценок скупающих долги у пострадавших, и выигрывающих судебные дела. Юристы наживаются, а рынок ОСАГО идет по неверной дороге, поскольку пострадавшие в ДТП денег не видят, а расходы же страховщиков растут. Неожиданно благостную картину отношения российских автомобилистов к институту ОСАГО выявил обнародованный на прошлой неделе опрос ВЦИОМа. Социологи утверждают, что у большинства автовладельцев (73%), обращавшихся в страховую компанию виновника ДТП, не возникало проблем с получением страховых выплат. 13% респондентов оказались недовольны небольшой суммой компенсации, 11% – длительным ожиданием оценки ущерба либо выплат. При этом стоимость полиса ОСАГО нравится 76% опрошенных, и лишь 28% не готовы платить больше, чем сейчас. Треть автомобилистов, утверждает ВЦИОМ, согласны оправдать предстоящий рост расходов возможностью выбора вида компенсации и увеличенной максимальной суммой выплат, 27% не прочь раскошелиться, если законом будет закреплено не учитывать амортизацию попавшей в аварию машины. Результаты опроса, хоть и противоречат здравому смыслу и даже официальной статистике РСА, но объективно выгодны страховщикам, поскольку по логике должны снять все сомнения депутатов в новом законе. Между тем выгоды и недостатки этого вида страхования очевидны всем участникам рынка. В том числе автодилерам. «Из плюсов ОСАГО можно выделить, во-первых, то, что решение всех возникших спорных ситуаций на дороге с обязательным страхованием переходит в правовое поле и регулируется законом. Во-вторых, автовладельцы могут рассчитывать на возмещение ущерба. И в-третьих, некоторые страховые компании дают страхующему лицу право выбора возмещения, то есть выплата производится либо деньгами, либо направлением в автосервис, в том числе и к официальному дилеру», – говорит руководитель кузовного цеха «АвтоСпецЦентра» Андрей Леонович. Главный же недостаток ОСАГО, по его мнению, в том, что в большом числе случаев сумма страхового возмещения не соответствует стоимости ремонта. «В 95% случаев сумма возмещения ниже, чем сумма затрат на ремонт автомобиля. Это обусловлено главным образом тем, что при расчете учитывается амортизация деталей автомобиля, также заниженная стоимостью нормочаса и запчастей», – отметил Леонович. У страховщиков своя правда. Директор по розничному бизнесу «Ингосстраха» Виталий Княгиничев сообщил «НГ», что основной тенденцией рынка ОСАГО в первом полугодии 2013 года было сокращение долей крупнейших страховщиков этого сектора. «Топ-5 компаний, которые до этого были основными игроками рынка ОСАГО, сейчас сокращают темпы своей работы. На этом фоне ряд других компаний наращивают портфели по ОСАГО. Но нынешний рост продаж в последующие годы может обернуться убытками, что негативно отразится как на страхователях, так и на рынке в целом», – подчеркнул Княгиничев. Он считает, что для исправления ситуации необходимо пересмотреть тарифы страхования по ОСАГО, которые не менялись с 2003 года. «Актуальный расчет РСА показывал необходимость увеличения текущего тарифа по ОСАГО на 70%», – подчеркнул эксперт. По его мнению, в настоящее время дискуссия по ОСАГО пошла в другое русло – обсуждается возможность введения франшизы, что с точки зрения страховщиков является «неадекватной инициативой», способной усугубить проблемы этого вида страхования.