Российская нефть востребована в Китае. Фото Reuters
Китайская экспансия в восточные регионы России переходит на качественно новый уровень. Если раньше Пекин просто закупал российские энергоносители, то теперь китайские госкомпании договариваются о разработке самих месторождений на территории России. Не успели утихнуть восторги по поводу заключения грандиозного соглашения о поставках нефти в КНР на общую сумму в 270 млрд. долл., как «Роснефть» и китайская CNPC снова ударили по рукам, подписав меморандум о расширении сотрудничества в восточносибирских проектах.
«Меморандум предусматривает создание сторонами совместного предприятия (СП) для целей реализации совместных проектов в области разведки и добычи на территории Восточной Сибири, доли участия в котором будут распределены следующим образом: ОАО «НК «Роснефть» – 51%, CNPC – 49%», – говорится в сообщении российской компании по итогам пятничной встречи президента «Роснефти» Игоря Сечина с председателем совета директоров CNPC Чжоу Цзипином.
Основой для будущего СП будет совместная разработка Среднеботуобинского месторождения, лицензия на разработку которого принадлежит компании «Таас-Юрях Нефтегазодобыча». Напомним, что на этой неделе «Роснефть» консолидировала 100% акций этой компании. Ее запасы составляют, по российской классификации С1+С2, 134 млн. тонн жидких углеводородов и 155 млрд. куб. м газа. Добыча началась в октябре этого года.
Как сообщает Reuters, в сентябре его источники говорили, что «Роснефть» предлагает добывающие активы в Восточной Сибири государственной CNPC, поскольку китайская сторона стремится контролировать производство нефти, предназначенной для Китая.
Впрочем, не все так просто. В пятницу международное рейтинговое агентство Fitch понизило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента крупнейшей российской нефтяной компании «Роснефть» на одну ступень – до «ВВВ-» с «ВВВ» со стабильным прогнозом. Одна из причин – последние приобретения. «После серии поглощений масштаб компании стал очень велик, и для властей будет проблемой поддержать компанию в случае, например, длительного падения цен на нефть», – объяснило агентство причину снижения рейтинга.
Как отмечают опрошенные «НГ» эксперты, практика вхождения китайских компаний в долю проектов по разработке месторождений, которые в дальнейшем становятся ресурсной базой для поставок в КНР, распространена, причем не только в Средней Азии. Другой вопрос, что стоит за сделанными обещаниями и сможет ли российская сторона обеспечить выполнение взятых на себя обязательств.
«Недавно CNPC приобрела у независимого производителя газа – компании НОВАТЭК – 20% в проекте «Ямал СПГ», сырье с которого будет поставляться в том числе в Китай. Компания Petrochina выразила желание инвестировать 10 млрд. долл. в газовые месторождения «Газпрома» и «Роснефти» в Восточной Сибири, – напоминает содиректор аналитического отдела агентства «Инвесткафе» Григорий Бирг. – Понятно, что компании из Китая наверняка приглядываются к месторождениям Якутии, а также Иркутской области и Красноярского края, которые могли бы стать ресурсной базой для поставок газа в Китай после завершения строительства газопровода «Сила Сибири». В число этих месторождений входят Чаяндинское, Ковыктинское, Юрубчено-Тахомское и Собинско-Пайгинское. Впрочем, «Газпром» пока не раскрывал планов сотрудничества с китайцами в таком формате».
Как и предполагалось, в случае с «Роснефтью» CNPC наиболее интересно участие в проектах по добыче нефти в Восточной Сибири на месторождениях, которые поставляют или будут поставлять сырье для нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). «Соглашение, заключенное «Роснефтью» и CNPC, предполагает, что поставки отечественной компании в КНР должны вырасти с 9 млн. тонн в 2012 году на 800 тыс. тонн в 2013 году, на 2 млн. тонн в 2014 году, а на пике достигнуть 25 млн. тонн нефти в год, – продолжает Бирг. – Дополнительные поставки нефти в ВСТО «Роснефтью» должно обеспечивать, в частности, Среднеботуобинское нефтегазоконденсатное месторождение, расположенное в Якутии и принадлежащее «Таас-Юрях Нефтегазодобыче».
В свою очередь, партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин с большим сомнением смотрит на заключенные и заключаемые соглашения. «Столько нефти, сколько пообещали китайцам, в ближайшее время просто не будет, – полагает он. – Тем более что на этом участке добыча может составить всего 3–5 млн. тонн в год. Более того, в этом районе в советское время было произведено семь ядерных взрывов в «мирных целях». Так что китайцы еще несколько раз подумают, стоит ли ввязываться в новый проект. К тому же меморандум – это лишь декларация о намерениях, но никак не обязывающий к исполнению документ».