Черноморский шельф таит в себе возможность избавления Украины от российской энергозависимости. Фото Reuters
Стремление Киева к энергетической самостоятельности приобретает все более зримые очертания. Помимо сланцевого газа Украина начинает с помощью западных партнеров разработку Черноморского шельфа, потенциальные запасы которого оцениваются в триллионы кубометров газа. Если Украина найдет собственные альтернативные ресурсы, то Россия потеряет одного из крупнейших потребителей своего газа.Правительство Украины одобряет проект по добыче нефти и газа на шельфе Черного моря с участием итальянской компании Eni и французской EdF. Как заявил вчера премьер-министр Николай Азаров, «в рамках указанного инвестиционного проекта объемом до 4 миллиардов долларов до конца текущего десятилетия ожидается увеличение ежегодной добычи нефти и газа на 2–3 миллиона тонн условного топлива». Впрочем, никаких подробностей он не озвучил.
Между тем и так известно, что на фоне затяжных и безрезультатных переговоров с Россией о снижении стоимости импортируемого газа Украина наращивает собственную добычу, возлагая особые надежды на разработку месторождений шельфа Черного моря, а также на добычу сланцевого газа. Более того, власти страны не исключают, что Украина со временем сможет вообще отказаться от импорта газа.
Напомним, что на украинском шельфе Черного моря в настоящее время работает госкомпания «Черноморнафтогаз». К тому же в апреле 2006 года компания Vanco International – 100-процентная «дочка» американской Vanco Energy Company – победила в конкурсе на право заключения соглашения о разделе продукции в пределах Прикерченского нефтегазоносного участка площадью 12,96 тыс. кв. км.
Базовый сценарий проекта обновленной Энергетической стратегии Украины на период до 2030 года предполагает рост годовой внутренней добычи газа с нынешних 20 млрд. до 44,4 млрд. куб. м и сокращение импорта газа до 5 млрд. куб. м. Рост добычи газа предполагается за счет освоения глубоководной части шельфа Черного моря, запасы которого оцениваются от 4 трлн. до 13 трлн. куб. м, а также нетрадиционного газа в виде сланцевого газа, газа плотных пластов и угольного метана.
Российские аналитики считают эти ориентиры достижимыми. «Чтобы уйти от импорта российского газа, Киев развивает проекты по энергосбережению, увеличению добычи собственного газа и угля, – поясняет аналитик компании «Альпари» Владислав Антонов. – Правительство планирует экономить только на освещении до 1,5 миллиарда кубов газа. От увеличения добычи угля, по некоторым оценкам, снижение объемов импорта газа составит 7–9 миллиардов кубометров». Озвученные в последнее время проекты, по его словам, реалистичны, но не в текущей ситуации, когда при росте дефицита бюджета снижаются золотовалютные резервы. «Чтобы приступать к новым проектам, необходимо урегулировать вопрос со штрафными санкциями по 11-летнему соглашению между «Газпромом» и «Нафтогазом», заключенному в январе 2009 года. «Газпром» может предъявить «Нафтогазу» претензии по оплате неотобранного в 2013 году объема газа, и штраф может превысить 5 миллиардов долларов», – считает Антонов.
Теоретически Украина обладает значительными запасами газа, но технологии его добычи не отработаны, поэтому о его широком применении говорить пока рано, считает председатель правления инвесткомпании Concern General Invest Андрей Никитюк.
Кроме того, как считает управляющий директор UFXMarkets Деннис де Йонг, противостояние Москвы и Киева в вопросе транспортировки газа – это существенный риск для Европы, проявляющийся, как правило, в виде перебоев с поставкой энергоресурсов. «По нашему мнению, итальянская Eni и французская EdF выходят на рынок газа Украины для того, чтобы минимизировать этот риск, – полагает он. – Что касается энергетической самодостаточности Украины, то, по нашему мнению, все будет зависеть от качества реализации проектов, в том числе и по сланцевому газу, например, с Chevron в Львовской области и RoyalDutchShell в Донецкой и Харьковской областях».
Украина нуждается в новых кредитах МВФ, но без решения вопроса с субсидированием внутреннего потребления газа эти кредиты вряд ли будут предоставлены, отмечает содиректор аналитического отдела агентства «Инвесткафе» Григорий Бирг. С другой стороны, радоваться проблемам соседа нам тоже особой причины нет. «Россия теряет одного из крупнейших потребителей сырья, – сетует Бирг. – Впрочем, остается надеяться, что рост потребления в Европе и внутри России способен компенсировать эту потерю».
Между тем российские чиновники вспомнили уже почти забытый проект международного газотранспортного консорциума. Вложение Евросоюзом средств в модернизацию украинской газотранспортной системы (ГТС) косвенно будет подтверждать намерение получать через нее определенное количество российского газа, что может вернуть актуальность переговорам о создании газотранспортного консорциума, заявил вчера посол России в Украине Михаил Зурабов. По словам Зурабова, в настоящее время этот проект выпал из повестки дня. «Я не думаю, что в ближайшее время есть серьезные предпосылки, чтобы этот проект вернулся в повестку», – сказал российский посол. Как сообщалось, премьер Украины Николай Азаров в сентябре этого года заявил о возможности частичной консервации ГТС, обосновывая ее тем, что для страны накладно поддержание мощностей ГТС на уровне 150 млрд. куб. м в год после падения объемов прокачки вдвое и использования мощностей на уровне 60%.