Национальные особенности оптовой торговли шокируют москвичей. Фото Reuters
Суммарный оборот московской оптовой торговли превышает 17 трлн. руб., что значительно больше всех доходов федерального бюджета страны, которые не дотягивают и до 13 трлн. Поэтому приказ МВД разобраться со всеми базами и рынками может иметь существенные экономические последствия. Из-за роста коррупции цены на продукты могут вырасти, а в случае оздоровления торговли могут и снизиться. Однако столичные власти заявляют, что изменения цен ожидать не следует.В ходе оперативного совещания глава МВД Владимир Колокольцев напомнил подчиненным о своем поручении разобраться с плодоовощными базами. «Или вы разберетесь, или вместо вас будут разбираться другие руководители», – пригрозил он, потребовав активизировать работу. «Я прошу начальника главка и всех руководителей, которые по долгу службы отвечают за этот участок работы, чтобы они быстрее разобрались с этими базами: навели там порядок, заставили всех работать по российскому законодательству вне зависимости от того, из каких регионов они приехали», – подчеркнул министр.
Между тем, согласно разным данным, доля оптово-распределительной сети в структуре конечной стоимости продуктов питания в Москве достигает 55% (в Европе эта цифра не превышает 20–25%). При этом, по данным Мосстата, в организации оптовой торговли более 57% товаров поступало из других оптовых и оптово-посреднических организаций. Оборот оптовой торговли только в столице – более 17 трлн. руб. в год. А это, между прочим, превышает доходы федерального бюджета, которые перевалят за 13 трлн. только в следующем году.
Предупреждая возникающие слухи, вчера заместитель мэра Москвы Александр Горбенко заявил, что никакого предположительного подорожания или отсутствия плодоовощной продукции в Москве не предвидится. «Все разговоры о грядущем повышении цен на плодоовощную продукцию – шантаж и провокации», – заявил чиновник.
Между тем, по мнению опрошенных «НГ» экспертов, ситуация сложная, и пока непонятно, как власти смогут ее разрешить. Впрочем, как отмечает гендиректор компании «Метриум Групп» Мария Литинецкая, массовые проверки столичных рынков, которые начались после инцидента на «Матвеевском», вряд ли напрямую повлияют на рост цен, так как они изначально завышены. «К сожалению, представления о том, что продукты на подобных торговых площадках стоят дешевле, чем в магазинах, далеки от реальности. В большинстве случаев на рынках продаются недешевые товары, – считает она. – При этом накрутку на цены делают не производители, а те, кто скупает у них все продукты».
По словам Литинецкой, в течение последних нескольких лет доля рынков в общем товарообороте розничной торговли Москвы стремительно уменьшается – к текущему моменту она составляет около 20%. Этому способствует, во-первых, повсеместное закрытие стихийных торговых площадок, а во-вторых, увеличение доли сетевой розницы. «Тем не менее безболезненно закрыть все рынки не получится, – полагает аналитик. – Несмотря на общий высокий уровень цен, на рынках продаются товары, которые отличаются более низкой стоимостью по сравнению с ценником в магазинах. Соответственно закрытие всех рынков однозначно приведет к волне недовольства, особенно это касается малоимущих слоев населения».
Аналитик компании «Финам» Антон Сороко предвидит куда более серьезные последствия. «У населения Москвы, да и России в целом, постепенно накапливается все больше и больше вопросов к правительству по поводу его миграционной политики. Чаша может переполниться, и тогда негатив вырвется на свободу в рамках аналогичных акций протеста, – отмечает он. – Дестабилизация ситуации в стране практически всегда ведет к негативным последствиям для национальной валюты. Если протесты и столкновения с органами общественного правопорядка продолжатся или даже вспыхнут в других городах страны, то российской валюте не избежать очередного раунда ослабления к большинству мировых аналогов». По его словам, можно провести параллель с недавними событиями в Турции, где народные волнения вокруг столичного парка Гези привели к существенному падению турецкой лиры, которая за три летних месяца упала почти на 11% к доллару США. «Конечно, ожидать такого существенного падения рубля пока не стоит, но в сумме с другими негативными факторами (отток капитала, отсутствие промышленного роста, падение объемов инвестиций в основной капитал) эта напряженность может оказать заметное давление на курс рубля», – полагает он.
Как считает управляющий партнер агентства недвижимости Spencer Estate Вадим Ламин, наиболее разумный метод оздоровления столичной торговли – строительство новых современных рынков по примеру развитых европейских стран. «Например, в Барселоне работает около 50 рынков, причем некоторые из них – La Boqueria, Santa Catarina – являются не только местами совершения покупок, но и центрами притяжения туристов, – говорит он. – Столичным властям достаточно инициировать строительство современных крытых павильонов с необходимой инфраструктурой, а также обеспечить фермерам прямой доступ на эти рынки. То есть необходимо разработать понятные правила игры: как сертифицировать продукцию, как прийти на рынок и т.д. В этом случае столичная торговля избавится от посредников, которые сначала скупают все товары у производителей за бесценок (под угрозой жизни и здоровья), а затем продают их на рынке втридорога».
Впрочем, президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров настроен куда более категорично. «Нам надо не в торговле что-то оздоравливать, а в принципе многое менять: в правовой и правоохранительной системе и в миграционной политике, – сетует он. – Но никто этого делать, судя по всему, не собирается. Согласно нынешней государственной политике, мы и дальше будем привлекать в страну все больше и больше низкоквалифицированных мигрантов. Об этом открыто говорится на самом высоком уровне. Закрывать границы и вводить трудовые визы опять же никто не собирается».