Глава Минфина Антон Силуанов и руководитель МЭР Алексей Улюкаев не сошлись в оценке предпринимателей. Фото с официального сайта правительства РФ
Неожиданно жаркая дискуссия разгорелась вчера на заседании правительства. Речь шла о том, чтобы выделить 100 млрд. руб. из Фонда национального благосостояния (ФНБ) в качестве долгосрочных и дешевых кредитов. Минфин выступил с резкой критикой этой идеи, отметив высокие риски невозврата средств. К тому же, как считает вице-премьер Ольга Голодец, четверть наших мелких и средних предпринимателей заняты в торговле, причем продают преимущественно импортные товары. И стоит ли поддерживать этот импорт из национального фонда – это большой вопрос. Премьер ждет решения проблемы через месяц.«Размещение средств ФНБ должно осуществляться строго в надежные активы, которые обеспечивают сохранность и доходность, – заявил министр финансов РФ Антон Силуанов. – А кредиты малому и среднему бизнесу – это достаточно высокорисковые операции».
Напомним, что Минэкономразвития предлагает выделить из ФНБ 100 млрд. руб., направить их на депозиты в ВЭБе по ставке «инфляция плюс 1%», чтобы это стало источником финансирования долгосрочных кредитов для малого и среднего бизнеса. Это решение, по оценке главы ведомства Алексея Улюкаева, позволит выдавать конечные кредиты по ставке 10% годовых на 10 лет. Что, в свою очередь, может обеспечить 50-процентный рост объема инвестиционных проектов.
Между тем глава Минфина отметил, что размещать средства ФНБ в активы, из которых их трудно будет в случае необходимости быстро изъять, нецелесообразно. «Такого рода вложения в длинные активы с длинными сроками возврата должны быть на уровне 40% от ФНБ. Если весь объем ФНБ направим в такие активы, то, по сути дела, этот ресурс не будет мобильным и мы не сможем использовать его для пенсионной системы и для других целей, в том числе бюджетных, – сетовал Силуанов. – Это та величина, в рамках которой нам надо вписывать все наши предложения по реализации инфраструктурных проектов, новые предложения, которые могут рассматриваться. Мы не должны эту грань превышать».
В свою очередь, председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина отметила, что найти источник для кредитования малого и среднего бизнеса необходимо, но это необязательно должен быть ФНБ. «ФНБ или другой источник, на мой взгляд, должен быть, если мы хотим развивать кредитование малого и среднего бизнеса. Без этого его невозможно развить», – сказала она.
Однако, по мнению первого вице-премьера Игоря Шувалова, другого источника, кроме средств ФНБ, нет. Другой вопрос, как сделать так, чтобы обеспечить гарантирование возврата средств. «Эти средства должны быть надлежащим образом защищены, но нам необходимо банковскому сектору предоставить эти средства для того, чтобы действительно малому и среднему производственному предпринимательству можно было предоставить длинный кредит до 10 лет по ставке до 10% годовых, – пояснил он. – Нужно быть очень аккуратными в этой работе, обеспечивая возвратность этих средств». По мнению Шувалова, чтобы эта программа не была номинальной, когда банки будут отказываться от выдачи кредитов из-за риска невозврата, «требования банков должны быть немного слабее, чем в настоящий момент, а правительство должно взять на себя соответствующую гарантию по тем кредитам, которые затем не вернутся». «По мнению экспертов, с которыми мы работали, такая гарантия потребуется в размере до 15% от 100 миллиардов рублей», – сказал вице-премьер.
Он также сообщил, что на 2015 год в бюджете такие средства предусмотрены. «Мы можем такую гарантию предусмотреть. Хотя некоторые считают, что можно обойтись всего лишь гарантией гарантийного фонда, но мы это дополнительно обсудим. Таким образом, это два крупнейших элемента нашей бюджетно-финансовой поддержки через 100 миллиардов рублей, которые сидят в бюджете, и 100 миллиардов рублей, которые будут предоставлены банковскому сектору», – подчеркнул он.
В свою очередь, вице-премьер Ольга Голодец назвала проект замечательным. Но тут же оговорилась, что есть много вопросов. «Мне кажется, что мы, принимая и поддерживая этот проект, должны настроиться на очень избирательную поддержку малого и среднего бизнеса, – пояснила она. – Я обращаю внимание на избирательные подходы, потому что не секрет – и это по оценкам специалистов, – что не менее 25% малого бизнеса сфокусировано на торговле товарами неотечественного производства. И сегодня, поддерживая малый бизнес, мы фактически закрываем и сокращаем внутренний рынок и дальнейший внутренний спрос».
Резюмируя, премьер-министр Дмитрий Медведев предложил проработать этот вопрос, в течение месяца подготовить окончательные предложения и представить их главе правительства. «Мне доложите, идем мы на это или нет, потому что справедливо звучало из разных уст, что мы должны найти какой-то источник. И если у нас другого источника нет, то давайте тогда оценим риски, связанные с использованием этого источника. Если они запредельные, не будем это делать. Если они приемлемые, значит, поступим таким образом», – сказал он.