В Ново-Огарево рождается новый трехлетний бюджет России. Фото с официального сайта президента РФ.
При формировании бюджета необходимо учесть негативные явления в мировой экономике, хотя есть надежда, что они не разовьются в полномасштабный кризис, заявил вчера президент Владимир Путин на совещании по бюджетным проектировкам на период с 2014 по 2016 годы. Главные вопросы: нужно ли замораживать монопольные тарифы в 2014 году и что делать с пенсионной реформой? «Бюджет РФ на 2014–2016 годы при всей сложности в мировой экономике должен быть бюджетом развития», – предупредил Путин. Как расценивать это заявление, пока непонятно. Зато по второму вопросу ясность уже есть. Как сообщила вчера вице-премьер Ольга Голодец, все проблемы с согласованием пенсионной формулы уже решены и никаких изменений не предвидится.Основные параметры бюджета на 2014–2016 годы были утверждены правительством еще в июле. Тогда планировалось, что дефицит федерального бюджета РФ в 2014 году составит 0,5% ВВП, а в 2015 и 2016 годах – по 0,6% ВВП. Доходы прогнозировались на уровне 13,486 трлн. руб. в 2014 году, 14,768 трлн. в 2015 году и 15,9 трлн. руб. – в 2016 году.
Впрочем, за прошедшие месяцы чиновники отмечали, что параметры могут существенно измениться. В частности, руководство Минфина заявило, что доходы сократятся на 1,6 трлн. руб. за три года, и предложило равномерно сократить все расходы бюджета РФ на 5% практически по всем министерствам и ведомствам, кроме обязательных социальных выплат. Комментируя свое предложение по расходам, министр финансов Антон Силуанов неоднократно подчеркивал, что это не секвестр, а бюджетный маневр, потому что снижение расходов по всем без исключения министерствам и ведомствам позволит собрать пул средств, его потом направят на приоритеты, которые определит правительство в ближайшее время.
Как отметил вчера в ходе совещания президент, в мировой экономике наблюдаются элементы стабилизации, и кризиса ожидать не стоит. И напомнил, что впервые бюджет верстается по программному принципу. «Вторая особенность заключается в том, что все-таки опять мы находимся на этапе изменения международной экономической конъюнктуры, которая так или иначе сказывается на нас. Слава богу, это пока не кризис, и будем надеяться, что и не разовьется в кризис, потому что на ведущих мировых площадках – и в Северной Америке, и в Азии, да и в Европе – мы все-таки отмечаем стабилизацию экономик, в конечном итоге это отразится и на нас, как на части мировой экономики», – сказал президент. При этом он отметил, что «мы должны давать трезвые оценки и должны скорректировать наши доходы и расходы в соответствии с прогнозом экономического роста, который складывается на данный момент времени».
На момент подписания номера «НГ» было непонятно, как президент оценит инициативу правительства о заморозке тарифов естественных монополий в 2014 году. По мнению Минфина, такой шаг может привести к снижению годовой инфляции на 0,5–1%. Хотя монополии могут ответить снижением инвестиционных программ.
«Действительно, стоит задача снижения инфляции, без этого невозможно снизить процентные ставки. Без снижения процентных ставок невозможно добиться оживления в экономике и развития массовой ипотеки. Однако основа у российской инфляции – монетарная. Уже ослабив курс рубля, правительство неизбежно вызвало новый рост цен. При этом, как мы видим, ослабление рубля не ведет к оживлению экономики», – говорит директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев.
Впрочем, аналитик финансовой компании «AForex» Нарек Авакян относится к инициативе правительства позитивно. «Это позволит снизить издержки промышленных предприятий, а высвободившиеся средства направить на увеличение оборотного капитала и модернизацию основных фондов, – отмечает он. – А это, в свою очередь, увеличит инвестиционную активность, которая последние четыре квартала является главным тормозом экономического роста в стране. Кроме того, больше четверти всей инфляции приходится на повышение тарифов, и их заморозка может уже в 2014 году снизить рост цен до 4,5–5%, что позволило бы Банку России снизить процентные ставки и увеличить доступность кредитов, в первую очередь ипотечных».
С другой стороны, сетует Авакян, эта мера разовая. «Совершенно очевидно, что инфляционная модель экономики уже не работает, так как по многим направлениям цены на услуги производственным предприятиям (в особенности в сфере ЖКХ) уже сопоставимы со среднеевропейскими, при том что производительность труда пока оставляет желать лучшего, хотя динамика производительности в последние годы и обнадеживает, – перечисляет он. – Что же касается расходов – в текущей ситуации надо их не сокращать, а, наоборот, наращивать, однако делать это правильно – то есть стимулировать экономический рост. Госдолг и в целом долговая нагрузка российской экономики сейчас крайне низкие, и в этом плане есть простор для маневра. Наращение, скажем, госдолга до 15% от ВВП с нынешних 4,5% позволило бы простимулировать рост ВВП примерно на 4,5–5% в следующем году». Конечно, при условии, что деньги не будут просто выведены в офшоры или не разворуются, предупреждает аналитик.
Что же касается пенсионных вопросов, то здесь ситуация определена. Как заявила вчера вице-премьер Ольга Голодец, правительство РФ на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева еще в понедельник в целом одобрило новую пенсионную формулу, и изменять ее не планируется. Тем более что одобренный вариант формулы согласован со всеми ведомствами и «приемлем для всех».