Мировой спрос на сырье поддерживает российскую экономику. Фото Reuters
Снижение темпов роста мировой экономики, а вслед за ней и российской вынуждает правительство заняться секвестром госрасходов. Необходимость этой меры вчера признал президент Владимир Путин. По его словам, бюджет получает доходов меньше, чем прогнозировалось, соответственно снижаются возможности государства исполнять ранее принятые финансовые обязательства. Эксперты согласны – мировая экономика переживает не самые лучшие времена, однако новости из США, Евросоюза и Китая в целом обнадеживают, что предполагает сохранение спроса на сырье – основу российского экспорта.«Мировая экономика припала и наша присаживается. Это означает, что, поскольку она не растет такими темпами, как мы ожидали, то не будет соответственно и доходов, которых мы ожидали.
А мы уже программу нарисовали и, исходя из предполагаемого ранее роста экономики, наметили расходы бюджета», – цитирует «Прайм» слова Владимира Путина на вчерашней встрече со студентами Дальневосточного федерального университета. Глава государства констатировал – перед правительством непростой выбор, надо продумать возможности сокращения спланированных ранее расходов. Президент считает, что было бы нечестно в сложившихся условиях продолжать увеличивать расходные обязательства.
Заявление главы государства нашло подтверждение в проекте бюджетной стратегии Минфина на период до 2030 года. Как сообщили СМИ, ведомство исходит из того, что госдоходы, а вместе с ними и госрасходы будут падать. Причина – прогнозируемое в 2016 году снижение мировых цен на нефть. В документе Минфина три сценария возможного развития ситуации. Первый – произойдет кратковременное падение цен на нефть до 60 долл. за баррель. Второй – цены на несколько лет опустятся до 80 долл. Третий – нефть подешевеет до 80 долл., а затем немного отыграет падение. Соответственно все три сценария предполагают сокращение доходов бюджета. Причем в случае затяжного падения цен на нефть правительству придется распечатать Резервный фонд.
Следует сказать, что казна не может свести дебет с кредитом не только из-за внешних факторов. Присутствуют и внутренние. В частности, план ФНС по сбору налогов на этот год был определен на уровне 5,6 трлн. руб., из которых 2,3 трлн. руб. приходятся на нефтегазовые доходы. Однако глава Минфина Антон Силуанов еще в начале года говорил о рисках невыполнения обязательств, как это было в последние годы. Так, в 2012 году общий объем налоговых изъятий в бюджетную систему РФ и во внебюджетные фонды составил 34,4% от ВВП – на 0,1 п.п. меньше, чем в 2011 году. При этом без учета нефтегазового сектора общий уровень налоговой нагрузки в 2012 году составил 24–25% от ВВП. Бывший советник президента, экономист Андрей Илларионов считает, что резкое ухудшение качества бюджетной политики наметилось в 2010–2011 годах, когда ненефтегазовый дефицит казны вырос на 4,5 п.п. – до 10% ВВП, а общий дефицит бюджета – до 0,5% ВВП.
А вот внешний фон, похоже, начал меняться к лучшему. Так, ВВП еврозоны во втором квартале продемонстрировал признаки восстановления – по предварительным данным, рост на 0,3%. При этом индекс потребительского и предпринимательского доверия к экономике еврозоны (ESI) в августе поднялся на 2,7 п.п. по сравнению с июлем. ВВП США во втором квартале 2013 года, по данным Бюро экономического анализа Министерства торговли, также продемонстрировал рост – на 2,5% в годовом выражении. Это гораздо лучше итогов первого квартала, когда рост составил 1,1%. Для сравнения: в четвертом квартале 2012 года этот показатель был ограничен 0,1%. Не так плохо складывается ситуация и в Китае – по экспертным оценкам, экономический рост страны может составить около 8% по итогам 2013 года. Это значит, что мировой спрос и цены на сырье и энергоресурсы, составляющие основу российского экспорта, могут повыситься, тем обеспечив доходы госбюджета на приемлемом уровне.
Впрочем, среди экспертов есть и скептики, которые не уверены, что кризис в мировой экономике уже в прошлом. Управляющий директор, главный экономист Sberbank CIB Евгений Гавриленков считает, что нынешнее улучшение носит краткосрочный характер, а перспективы ведущих экономик мира по-прежнему туманны. Отношение госдолга к ВВП практически во всех странах остается высоким, напомнил аналитик. Правительствам удается пока обслуживать госдолг, но по факту это означает, что долгосрочные проблемы национальных экономик не решены.
Трудности, переживаемые Россией, по мнению Гавриленкова, во многом рукотворные. «Власти допустили определенные макроэкономические ошибки», – уверен эксперт. К просчетам он отнес прошлогоднюю программу внутренних заимствований, почти на год расшатавшую отечественную экономику. Заявление Минфина о намерениях в конце лета начать покупку долларов на валютном рынке подорвало веру бизнеса и населения в рубль и повлекло за собой снижение его курса. ЦБ пришлось все лето проводить интервенции на валютном рынке, изымая излишки ликвидности. Впрочем, у этой медали Гавриленков видит и вторую сторону – ослабление рубля отчасти компенсирует сокращение доходов казны.
В понимании директора Института экономики РАН Руслана Гринберга, для России первичны внутренние проблемы. «Ситуация в США, Евросоюзе и Китае указывает на оживление деловой активности. У нас же экономика замедляется. Вероятно, мы вползаем в стагнацию или рецессию, но это не связано с мировой экономикой», – подчеркнул ученый. В России, по его мнению, сложилась «несчастливая комбинация» – частные инвестиции сошли на нет, при этом выросла неуверенность в завтрашнем дне, под вопрос опять поставлено право собственности. На этом фоне в два раза увеличились объемы вывоза капитала из РФ. Предложение президента затянуть пояса по части финансирования гособязательств Гринберг не считает своевременным. По общему правилу в период стагнации или рецессии именно государство должно стимулировать экономику, активно вкладывая деньги в различные проекты. Налоговые же доходы, считает эксперт, правительство можно увеличить, разобравшись с офшорами или отменив плоскую шкалу налогообложения.
Экономический рост в России и в мире | |||
Страны | 2012 | 2013* | 2014* |
Россия** | 3,4 | 1,8 | 2,8–3,2 |
Мировая экономика в целом | 3,1 | 3,1 | 3,8 |
СНГ без России | 3,3 | 3,5 | 4,3 |
Китай | 7,8 | 7,8 | 7,7 |
Индия | 3,2 | 5,6 | 6,3 |
Бразилия | 0,9 | 2,5 | 3,2 |
ЮАР | 2,5 | 2 | 2,9 |
Мексика | 3,9 | 2,9 | 3,2 |
США | 2,2 | 1,7 | 2,7 |
Германия | 0,9 | 0,3 | 1,3 |
Франция | 0 | –0,2 | 0,8 |
Италия | –2,4 | –1,8 | 0,7 |
Испания | –1,4 | –1,6 | 0 |
Япония | 1,9 | 2 | 1,2 |
Великобритания | 0,3 | 0,9 | 1,5 |
Канада | 1,7 | 1,7 | 2,2 |
* – прогноз МВФ; ** – обновленный прогноз Минэкономразвития РФ по заявлениям его руководства. Источник: Международный валютный фонд |