Прибывший в Москву премьер-министр Украины Николай Азаров пытается решить проблемы своей страны на переговорах с Дмитрием Медведевым. Фото ИТАР-ТАСС
Украинское правительство намерено проверить работу российской компании «Роснефть», которая в конце прошлого года стала владельцем одного из крупнейших украинских нефтеперерабатывающих заводов – Лисичанского НПЗ. Предприятие, приостановившее работу еще весной 2012 года, простаивает до сих пор. Это вызывает вопросы у украинских чиновников. Но в Киеве не исключают, что за претензиями правительства кроется желание отомстить России за торговые и таможенные войны.О намерении проверить, выполняет ли «Роснефть» инвестиционные обязательства, заявил на днях министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий. «В контракте (государства с владельцем НПЗ. – «НГ») было выписано, что это предприятие будет обеспечено работой, а люди будут обеспечены рабочими местами», – пояснил он. Ставицкий исключил возможность реприватизации Лисичанского НПЗ, но заявил о намерении потребовать от «Роснефти» выполнения взятых на себя обязательств.
Нюанс в том, что обязательства, о которых говорит украинский министр, брали на себя предыдущие собственники: приватизация завода состоялась в конце 1990-х. Украинские эксперты отмечают, что с тех пор ситуация несколько раз менялась: владельцы продавали свои доли, на нефтяном рынке происходили слияния компаний. В итоге Лисичанский НПЗ перешел в собственность компании ТНК-ВР, которая и продала его «Роснефти».
Эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук сказал «НГ»: «Столько лет у власти не было никаких претензий к собственникам этого завода. И вдруг появились – адресованные «Роснефти», которая только-только получила предприятие и еще не успела даже запустить его работу». Эксперт напомнил, что производство было остановлено при прежнем владельце, а возобновление процесса требует времени. «Возможно, у власти есть какие-то вопросы относительно инвестиций в модернизацию предприятия. Но, думаю, в те времена, когда состоялась приватизация, этот раздел инвестиционных обязательств прописывался нечетко. И раньше всех устраивало технологическое состояние предприятия. В конце концов Лисичанский завод можно назвать самым современным из шести украинских НПЗ. Поэтому нападки Ставицкого в любом случае вызывают удивление», – сказал Корольчук.
Возможно, заявление украинского министра следует рассматривать в контексте общей ситуации на нефтяном рынке Украины, допустил эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский. Он напомнил, что в последнее время в стране работали только два НПЗ. «Гораздо ранее сложилась ситуация, при которой нефтепереработка стала нерентабельной. С одной стороны, высокие пошлины на импорт российской нефти для стран, не являющихся членами Таможенного союза. Плюс – себестоимость переработки. В итоге топливо украинского производства стоит дороже, чем импортное. С другой стороны, заменить российскую нефть, например, азербайджанской тоже невыгодно: оборудование украинских НПЗ предполагает глубину переработки на уровне 50–60%, а поэтому просто глупо поставлять легкую азербайджанскую нефть, качество которой позволяет дать 90%», – пояснил он. Землянский напомнил, что в таких условиях ТНК-ВР пыталась продержаться на толлинговых схемах: российская нефть без уплаты таможенных пошлин поступала в Украину, а все произведенные из нее нефтепродукты возвращались на российский рынок. Но и эта схема себя не оправдала.
Ситуация с каждым годом ухудшалась. В прошлом году Украина снизила объемы транзита нефти на 18,1%, а ее переработку на украинских заводах – на 49,5% по сравнению с 2011 годом. За первое полугодие текущего года вообще был побит рекорд: переработка сократилась до минимума за все 22 года украинской независимости – до 1,5 млн. тонн. Это на 43,1% меньше, чем за тот же период 2012 года.
Представители украинской власти с тревогой говорят о сокращении рабочих мест, снижении доходов госбюджета и об угрозе уничтожения нефтепереработки как отрасли.
«Роснефть» рискнула приобрести НПЗ в Украине, планируя совместную работу с партнерами, неофициально пояснил «НГ» источник в отраслевом ведомстве. «Одна из крупнейших российских компаний могла бы обеспечить поставки нефти, а ее переработкой на украинском заводе, как и реализацией готовых нефтепродуктов, могли бы заниматься местные структуры. Интерес к Лисичанскому НПЗ проявляли известный бизнесмен Дмитрий Фирташ, а также «Восточно-европейская топливно-энергетическая компания» (ВЕТЭК) молодого олигарха Сергея Курченко. Поскольку обе группы входят в состав окружения президента, конкурентная борьба ведется непублично. Возможно, отголоском этих сложных переговоров стало заявление министра Ставицкого», – предположил источник «НГ».
Украинские эксперты сомневаются, что давление на «Роснефть» может ускорить завершение переговоров и запуск завода. И допускают, что правительство использовало повод, чтобы отомстить России за торговые и таможенные войны. «Не надо забывать, что руководитель «Роснефти» Игорь Сечин – человек из команды президента Владимира Путина», – сказал «НГ» тот же источник. Валентин Землянский согласился, что некие политические причины могли побудить Ставицкого сделать заявление, но выразил сомнение, что такой ответ будет воспринят адекватно.
На прошлой неделе было объявлено, что ситуация на границах, где за время усиленного таможенного контроля с российской стороны скопилось много украинских товаров, разрешена. Но в то же время возникли новые конфликтные ситуации. Российский вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил о возможности выхода России из совместных с Украиной проектов в сфере самолетостроения.
Стороны также втянулись в споры относительно форматов будущего сотрудничества. Как писала «НГ», советник президента РФ Сергей Глазьев ранее сообщил, что Россия может поставить вопрос об отмене режима свободной торговли с Украиной – в случае, если Киев и Брюссель подпишут соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли (ЗСТ). В ответ правительственный уполномоченный Украины по вопросам сотрудничества с РФ, странами СНГ, ЕврАзЭС и другими региональными объединениями Валерий Мунтиян заявил, что отменить действие ЗСТ в одностороннем порядке невозможно.
Подводя итог последних сложных недель, представитель Украины в Евразийской экономической комиссии Виктор Суслов признал, что евроинтеграция усложнит отношения Украины с Таможенным союзом: «Тут нужно выбирать. Подписывать ассоциацию с Европейским союзом и хотеть сохранения либерального торгового режима с Таможенным союзом невозможно. Тогда нужно готовиться к тому, что ТС постепенно может вводить методы контроля, которые он использует по отношению к продукции Евросоюза». Ответить Украине, похоже, нечем.
Киев