У главы Минфина Антона Силуанова появились интересы в регионах. Фото РИА Новости
Субъекты Федерации, сидящие на дотациях из федерального бюджета, вскоре могут попасть под тотальный финансовый контроль Москвы. В соответствии с законопроектом, подготовленным Минфином, регионы, получающие деньги из казны на выравнивание бюджетной обеспеченности, должны быть лишены финансовой самостоятельности. Такая угроза реальна для большинства территорий. Сегодня лишь 10 из 83 регионов не испытывают трудностей с доходами бюджета и являются донорами. Все остальные – реципиенты, в отношении которых, по логике Минфина, в какой-то момент может потребоваться введение механизма внешнего управления.В минувшую пятницу премьер Дмитрий Медведев подписал распоряжение о выделении регионам субсидий из федерального бюджета на развитие растениеводства и животноводства в размере 11 млрд. руб. «Надеюсь, это будет стабилизирующим фактором для аграриев. Все средства государственной поддержки должны оперативно и в полном объеме доводиться до хозяйств, а это задача региональных властей», – прокомментировал свое решение глава правительства. Впрочем, в скором времени руководство многих территорий может лишиться самостоятельности в финансовой сфере. Речь о депрессивных субъектах Федерации, бюджеты которых подчас на 70% формируются за счет субсидий и дотаций из Москвы.
Информагентство «Финмаркет» обратило внимание на подготовленный Минфином законопроект, который предлагает региональным властям выбирать между помощью федерального бюджета и самостоятельностью в распоряжении финансовыми ресурсами.
В настоящий момент Федеральное казначейство имеет право передать субъектам кассовое обслуживание их региональных и муниципальных бюджетов при условии, что объем федеральных трансфертов на протяжении двух из трех лет не превышал 5% доходов консолидированных региональных бюджетов. В случае же принятия закона местные бюджеты, получающие любые дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, автоматически попадают под контроль Москвы.
Законопроект предполагает запрет на размещение на банковских депозитах временно свободных средств регионам, у которых дотации в течение двух из последних трех лет превышали 10% собственных доходов. Заключать соглашения с Минфином о повышении эффективности бюджетных расходов и согласовывать с ним проекты бюджетов обяжут регионы, у которых федеральные дотации превышали в последние два года из трех лет 40% собственных доходов. Сейчас под контролем Минфина находятся регионы, бюджеты которых на 60% и более формируются за счет финансовой поддержки Москвы. Ведомство предлагает сохранить свободу внешних заимствований с целью погашения долгов и финансирования дефицита местных бюджетов только территориям, которые вообще не получают дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Эти новшества могут стать неприятной реальностью для подавляющего большинства субъектов Федерации. Согласно рассчитанному «РИА Рейтинг» с использованием данных Минфина рейтингу регионов по уровню долговой нагрузки, на 1 января 2013 года соотношение совокупного долга регионов к объему их собственных доходов (без учета безвозмездной федеральной помощи) составило 26,1% и может вырасти еще до 28–29%. Причина – увеличение социальных обязательств региональных бюджетов без ощутимого роста налоговых поступлений. В абсолютных цифрах территории задолжали в общей сложности 1,355 трлн. руб. Рост за 2012 год составил 15,6%. По данным Федерального казначейства, в первом полугодии текущего года всего 10 регионов из 83 не получали дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. В списке благополучных – Москва и Петербург, Подмосковье, Ленинградская область, Татарстан, Тюменская и Сахалинская области, Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский округа. Ситуация вынудила правительство отказаться от планов с 2014 года перестать предоставлять территориям госкредиты. И вот выясняется, что регионы должны поступиться финансовым суверенитетом.
С аналогичными предложениями лет 8–9 назад выступал Алексей Кудрин – тогда глава Минфина. В частности, в июле 2004 года он заявил о возможности введения внешнего управления в регионах, имеющих несбалансированный бюджет. Тема находила продолжение и в дальнейшем. Так, в июле прошлого года вице-премьер Дмитрий Козак, выступая на заседании Госсовета, объявил, что для стимулирования развития депрессивных территорий следует усилить действующий механизм дифференциации прав и степени самостоятельности региональных органов власти в финансово-бюджетной сфере. По мнению чиновника, надо руководствоваться уровнем социально-экономического развития субъектов Федерации. «Степень бюджетной самостоятельности региональных властей должна прямо зависеть от доли федеральных дотаций в их доходах», – подчеркнул Козак.
Независимые эксперты считают, что инициатива Минфина вступает в противоречие с планами децентрализации власти. По мнению завкафедрой прикладной политологии Финансового университета Константина Симонова, с одной стороны, есть политическая воля вернуть выборы глав регионов, что предполагает известную самостоятельность губернаторов. С другой стороны – есть «бухгалтерская» позиция Минфина, продиктованная пониманием, что бюджетные расходы растут, а нарастить доходы весьма проблематично. Отсюда стремление взять под жесткий контроль территории.
«Надо отказаться от выстроенной сегодня системы межбюджетных отношений, когда практически все доходы регионы перечисляют в федеральный Центр, а он уже потом распоряжается этими деньгами. Когда территории находятся в такой зависимости, то создается иллюзия, что только так и можно управлять Россией», – говорит директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Но это порождает иждивенчество, поэтому необходимо отказаться от бюджетного унитаризма, убежден Николаев. Механизм внешнего управления погрязшими в долгах регионами правомерен. Впрочем, прецедентов пока нет. Эксперт считает, что обретение регионами финансовой самостоятельности зависит от перераспределения полномочий в налоговой сфере. Наполнить местные бюджеты потенциально может, в частности, налог на недвижимость. «Это очень хороший налог для регионов и муниципалитетов. С его введением затянули лет на семь. Сейчас экономика скатывается в рецессию, и этот шаг будет очень болезненным», – отметил Николаев.