0
15372
Газета Экономика Интернет-версия

23.08.2013 00:01:00

Владимир Путин взял штурвал на себя

Тэги: вертолетостроение, путин


вертолетостроение, путин В Ростове-на-Дону Владимиру Путину показали достижения отечественного вертолетостроения. Фото с официального портала правительства Ростовской области

Вертолетостроение сегодня на подъеме – предприятия загружены заказами на несколько лет вперед. На их продукцию сохраняется высокий спрос и на внутреннем рынке, и за рубежом. За семь лет Россия должна завоевать примерно пятую часть мирового рынка вертолетостроения. Однако горизонт после 2020 года экспертам не представляется безоблачным. Российские вертолеты утратили главное конкурентное преимущество – доступную цену, подорожав почти втрое за последние годы. При этом существенного улучшения качества винтокрылых машин не произошло. Если все останется без изменений, то об амбициозных планах покорения мирового рынка придется забыть – об этом шел разговор на совещании у президента Владимира Путина.
Вчерашний день Владимир Путин провел в Ростовской области. В планах главы государства значилось совещание по вопросам развития отечественного вертолетостроения, и Ростов-на-Дону, где расположен завод «Роствертол», входящий в холдинг «Вертолеты России», идеально подходил для проведения выездного мероприятия. Президент осмотрел один из цехов предприятия, где были выставлены образцы продукции – вертолет огневой поддержки Ми-35М, боевой вертолет Ми-28Н «Ночной охотник» и вертолет двойного назначения Ми-26Т, а также модель проекта «Аэротакси», его планируется реализовать на базе вертолета Ми-38. Нельзя сказать, что всем увиденным он остался доволен. Во всяком случае, на совещании Путин в жесткой форме потребовал от вертолетостроителей «серьезно подтянуть» гражданский сектор, обеспечив тем самым сбалансированное развитие отрасли.
Еще одно уязвимое место – двигатели для вертолетов. Глава государства, похоже, убедился, в том, что без его участия не сдвинется с мертвой точки и это дело. Поэтому вчера на совещании дал соответствующие поручение куратору оборонной промышленности – вице-премьеру Дмитрию Рогозину. «Я хотел бы повнимательнее познакомиться с проблемами отечественного авиационного двигателестроения. Нужно повнимательнее посмотреть и подготовить этот вопрос», – заявил Путин.
В отечественных двигателях – надежных и экономичных – заинтересованы предприятия, входящие в холдинг «Вертолеты России». За семь лет на них планируется построить 870 вертолетов. В том числе в этом году должна быть произведена 321 винтокрылая машина. Согласно же Стратегии развития отрасли до 2020 года, холдингу предписано за семь лет занять не менее 18% мирового рынка вертолетостроения. Годовой объем производства вертолетов тогда составит почти 500 штук, объем продаж и услуг послепродажного обслуживания – 240 млрд. руб.
Эксперты призывают не ограничиваться 2020 годом. У них есть сомнения в том, что отрасли удастся сохранить потенциал в более отдаленной перспективе. Член Общественного совета при Минобороны Руслан Пухов подтвердил – сейчас отечественное вертолетостроение на подъеме, предприятия обеспечены большим внутренним заказом. Новые вертолеты нужны и армии, и гражданским компаниям. В очередь за винтокрылыми машинами, произведенными в России, выстраиваются и зарубежные заказчики. Однако не факт, что лет через 10–15 спрос в мире сохранится. Среди причин эксперт назвал эскалацию цен на российские вертолеты. Сейчас многоцелевой вертолет среднего класса Ми-17 обходится потребителям по 16–18 млн. долл., а лет семь назад стоил всего 6 млн. долл. Таким образом, утрачено одно из главных конкурентных преимущество этой машины перед западными аналогами – низкая цена.
Многоцелевой вертолет средней дальности Ми-38 (замена устаревшего Ми-8), серийный выпуск которого, как доложили Путину, запланирован на 2015 год, не только очень дорогой в производстве, но и зависит от иностранного (канадского) поставщика двигателей. Если против России введут экономические санкции, то выпуск Ми-38 будет поставлен под угрозу срыва, считает Пухов. С большими сложностями сопряжено и производство вертолета Ми-28Н. «Ночному охотнику» до сих пор не подобрали надежный радар, вследствие чего ночной он только по названию. Если не принять мер, то вертолетостроение может повторить незавидную судьбу авиапрома. «В производстве военно-транспортных самолетов наша страна когда-то была одним из мировых лидеров, а сейчас нельзя назвать даже крепким середнячком», – напомнил Пухов.
С выводами коллеги согласен замгендиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Основной риск для отечественных вертолетостроителей, по мнению эксперта, в эскалации цен на продукцию. Этот процесс надо взять под контроль. Одна из причин происходящего – наличие корпоративных структур, множества посредников. Заводы же, выпускающие вертолеты, находятся в самом низу, и от них меньше всего зависит конечная цена на продукцию.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
702
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1194
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
881
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
455

Другие новости