Глава концерна Алексей Миллер уже привык платить недовольным партнерам. Фото Reuters
Складывается ощущение, что бить «Газпром» за его долгосрочные контракты, формулу цены и остальные условия поставок газа становится в Европе все более популярным, да еще и прибыльным занятием. Не успели отгреметь фанфары по поводу проигрыша дела в арбитраже с немецкой компанией RWE, как к процессу подключились итальянцы. И очередь «обиженных покупателей», судя по всему, будет только расти…Итальянская компания Edison – дочернее предприятие французской Electricite de France SA – подала в арбитражный суд иск на «Газпром» с целью пересмотра условий долгосрочного контракта, сообщило на днях агентство Bloomberg со ссылкой на материалы компании.
Согласно им, Edison хочет привести контрактные цены в соответствие с ценами газа на рынке. В свою очередь, «Газпром» подтвердил подачу иска и отметил, что итальянская компания хотела пересмотреть цены на газ с конца 2012 года. «Мы уверены, что взаимовыгодное решение будет найдено за рамками арбитража», – заявила компания «Газпром экспорт» в комментарии агентства. Впрочем, разбирательство может занять несколько месяцев или даже лет.
Между тем еще в июне этого года немецкая компания RWE сообщила, что арбитражный суд Вены постановил вернуть ей часть платежей, а также скорректировал формулу, по которой рассчитывается закупочная цена газа. «Газпром» будет возвращать средства в течение трех лет. А сумма вырисовывается немаленькая – около 1 млрд. евро…
Как заявил в начале июля замглавы российского газового холдинга Александр Медведев, «Газпром» в течение месяца, то есть в августе, внесет изменения в контракт с немецкой RWE по решению арбитража, скорректировавшего формулу цены газа. «Мы заинтересованы сделать это быстрее, потому что изменения будут вноситься до даты подписания окончательных документов», – уточнил он.
«Газпром» должен будет выплатить немецкой компании ретроактивные платежи, рассчитанные с мая 2010 года до даты внесения изменений в контракт. RWE ранее заявляла, что размер возвращенных платежей составит около 1 млрд. евро. Со своей стороны, Медведев отметил, что сумма ретроактивных платежей будет вполовину меньше, чем «Газпром» резервировал на эти цели. Как следует расценивать эти объяснения, непонятно: то ли «Газпром» вернет 1 млрд. евро, то ли половину, то ли он уже запланировал для выплат сумму, двукратно превышающую эти выплаты…
Как отмечает аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева, необходимо пояснить, что иск направлен к дочерним компаниям «Газпрома» – Eni и Promgas S.p.A. Компания Edison покупает около 2 млрд. куб. м в год, а это немало, и требует снизить цены до рыночных. «Натиск на российский концерн со стороны европейских потребителей усиливается, и это явный негатив. Конечно, «Газпром» будет бороться за цены до конца, но в случае подачи третьего или четвертого иска цены придется снижать».
Впрочем, покупатели газа судятся не только с «Газпромом», но и с поставщиками из Катара и Ливии. «Учитывая этот фактор, наша компания имеет шансы выиграть у Edison в случае, если конкуренты не дадут слабины», – считает Кокорева.
В свою очередь, содиректор аналитического отдела агентства «Инвесткафе» Григорий Бирг поясняет, что из-за роста поставок сжиженного природного газа (СПГ) в Европу, а также развития площадок по торговле газом внутри Старого Света потребители газа получили пусть и не полную, но альтернативу поставкам трубопроводного газа из России, а также ценовой ориентир, формируемый на спотовом рынке. «Контракты «Газпрома» составлены таким образом, что вне зависимости от уровня потребления газа клиенты должны оплачивать достаточно большой его объем. Что в случае, если их потребление было небольшим, приводит к тому, что они продают излишки на спотовом рынке. Из-за этого цена на нем, как правило, ниже контрактной», – отмечает он.
В будущем контракты на поставку газа в Европу будут постепенно адаптироваться к реалиям рынка. Естественно, что будут компании, недовольные темпами этой адаптации, которые будут оспаривать контракты в судах, однако эти риски не являются существенными для российского монополиста.