Алексей Кузнецов весело управлял финансами Московской области. Фото PhotoXPress.ru
Российские чиновники воодушевились в связи с арестом во Франции беглого министра финансов Подмосковья Алексея Кузнецова. В России его обвиняют в многочисленных махинациях и злоупотреблениях, которые привели столичную область к банкротству. Нынешний глава Подмосковья Андрей Воробьев объявил похищенное Кузнецовым «деньгами наших жителей», которые нужно вернуть в казну. Эксперты же считают возврат из-за границы коррупционных денег практически нереальным.Временно исполняющий обязанности главы Московской области Андрей Воробьев заявил, что похищенные деньги нужно вернуть в бюджет. «Это болезненная для региона история.
Регион потерял большие деньги, и соответственно уголовные дела в отношении определенного круга лиц сейчас активно ведутся. Я слышал сегодня о задержании, и, конечно, наша задача эти деньги вернуть в бюджет Московской области», – цитирует Воробьева Интерфакс. По его словам, возвращенные деньги должны пойти на развитие субъекта. «Это деньги наших жителей, нашего подмосковного производства», – подчеркнул Воробьев.
О деньгах «наших жителей» и «нашего подмосковного производства» местные власти заговорили после того, как беглый министр финансов области был арестован в субботу в пригороде Сан-Тропе на Лазурном Берегу Франции. Уголовные дела против Кузнецова были возбуждены еще в 2008–2009 годах. Однако в международный розыск он был объявлен только осенью 2012 года.
«Судя по всему, Кузнецова прикрывали его высокопоставленные коллеги. Ведь при желании наши правоохранительные органы могли бы сработать оперативнее. И по крайней мере не дать ему спокойно перебраться за рубеж», – заявил «НГ» член думского комитета по безопасности и противодействию коррупции депутат Дмитрий Горовцов.
В ноябре прошлого года официальный представитель Следственного комитета (СКР) Владимир Маркин сообщил Интерфаксу о завершении следственных действий в отношении троих обвиняемых в миллиардных хищениях бюджетных средств Московской области, в том числе областного министра финансов Алексея Кузнецова. По делу также проходят бывший замминистра финансов области Владимир Носов, бывший гендиректор ОАО, учрежденного правительством Московской области, «Московская областная трастовая компания» Владислав Телепнев и экономист ООО «НЭС-Финанс» Елена Кузнецова. Эта группа, по данным следствия, «в период с ноября 2005 по ноябрь 2008 года путем обмана и злоупотребления доверием совершила 9 преступлений, связанных с приобретением у 16 предприятий жилищно-коммунального хозяйства права требования задолженности к муниципальным образованиям Чеховского, Клинского, Химкинского, Пушкинского, Ногинского, Люберецкого и Шатурского районов области на общую сумму более 3,5 млрд. руб. и последующей его легализации».
Хищение коммунальных денег – далеко не единственный скандал вокруг Алексея Кузнецова. Еще в 1996 году Кузнецов впервые оказался в центре коррупционной истории, когда американские акционеры и вкладчики Инкомбанка подали в суд, требуя выплаты дивидендов. Адвокаты вкладчиков выяснили, что руководство банка занималось хищением средств банка и выводом их в офшоры, причем выгоду от махинаций получал в том числе и будущий зампред подмосковного правительства Кузнецов – напоминает РИА Новости. В 1998 году Кузнецов покинул Инкомбанк, который вскоре после этого разорился, и в 2000 году был министром финансов Московской области. А с декабря 2003 года он стал еще и первым заместителем председателя правительства Московской области при тогдашнем губернаторе Борисе Громове.
В июле 2008 года уволился по «семейным обстоятельствам» и уехал из России. А в августе Кузнецова заподозрили в наличии гражданства США, что категорически запрещено законами о госслужбе. По данным следствия, замешана в криминальных схемах Кузнецова была и его супруга Жанна Буллах. Именно через ее фирму, зарегистрированную в США, деньги из бюджета Подмосковья поступали к мошенникам – сообщает РИА Новости.
Один из эпизодов связан с «приватизацией» имущества области на 27 млрд. руб., которое принадлежало Московской областной инвестиционной трастовой компании (она должна была инвестировать средства в социально значимые проекты). Единственным акционером компании являлось правительство Подмосковья. Деятельность ОАО контролировал Алексей Кузнецов, а председателем совета директоров был Валерий Носов. Следствие считает, что в 2007 году от имени инвесткомпании эти лица учредили фирму, куда передали безвозмездно контрольный пакет акций госкомпании. 14 июля 2011 года Басманный суд Москвы по ходатайству следствия заочно арестовал Алексея Кузнецова по статьям 159 и 174. 1 УК РФ (мошенничество и легализация денежных средств, полученных преступным путем).
В субботу в Генпрокуратуре сообщили, что в ближайшее время во Францию будет направлен запрос о выдаче бывшего чиновника. Между тем эксперты предупреждают: выдача Кузнецова в Россию из Франции теоретически возможна, а возврат в Россию похищенных денег крайне маловероятен.
«Вернуть похищенное из бюджета будет крайне сложно, поскольку нужно будет доказательно проследить все цепочки перемещения подмосковных денег на протяжении многих лет. Сложную юридическую процедуру можно было бы облегчить, если бы в российском законодательстве существовал конкретный состав преступления «незаконное обогащение». Однако бюрократическое лобби всячески препятствует введению этой нормы, которая соответствует Конвенции ООН по борьбе с коррупцией и действует во многих развитых странах», – говорит председатель Антикоррупционного комитета России Кирилл Кабанов. По его мнению, в возврате коррупционных капиталов не заинтересованы и «принимающие» страны, где наши чиновники превратились в инвесторов и налогоплательщиков. Кроме того, многие бывшие коррупционеры объявляют себя жертвами разгула российской коррупции, что иногда находит сочувствие и понимание в западных судах. По словам Кабанова, прецедентов возврата коррупционных денег в Россию еще не было.
Не знает случаев возврата денег бывших чиновников и директор Центра антикоррупционных исследований «Трансперенси Интернешнл» Елена Панфилова. «В мировой практике случаи возврата коррупционных активов не редки. Так, например, Филиппины, Перу и некоторые африканские страны смогли вернуть вывезенные коррупционерами деньги. Однако российские законы и отсутствие политической воли не позволяют это сделать», – говорит Панфилова.
«Вернуть похищенные деньги маловероятно. После выезда Кузнецова эти деньги растворились на европейских просторах через сложные цепочки. Рассчитывать на возврат казенных денег можно только при наличии у Кузнецова активов на территории России», – считает Дмитрий Горовцов.