Авторитетная международная организация рекомендует правительству РФ не спешить с отменой обязательного накопительного компонента. Фото с официального сайта ОЭСР
У России и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), куда стремится вступить РФ, прямо противоположные взгляды на пенсионную реформу. Иностранцы советуют не сокращать обязательные отчисления в накопительную часть пенсии, расширять направления инвестирования накоплений и делать накопительный компонент опорой всей пенсионной системы страны. И эти пункты Россия как раз нарушает.Вчера в Москве представители ОЭСР и Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов обнародовали исследование, на основе которого будут сделаны рекомендации российскому правительству по пенсионной реформе. Запущенная властями пенсионная реформа предполагает снижение с 2014 года обязательных отчислений в накопительную систему с текущих 6% до 2%. Гражданам дается право самостоятельно решить, что делать с оставшимися 4%, но по умолчанию они направляются в распределительную систему. При этом пенсионные накопления власти пока планируют инвестировать в инфраструктурные проекты внутри страны.
По оценкам ОЭСР, урезание накопительного компонента будет иметь лишь краткосрочный положительный эффект: удастся временно покрыть дефицит пенсионной системы на 30–35%. В долгосрочной перспективе последствия будут негативными. Социальные обязательства государства станут еще непосильнее. «Перевод накопительной части в распределительную может восприниматься как скрытое повышение налогов, что только увеличит теневой сектор экономики». Доверие населения к власти снизится.
Россия не единственная страна, которая решила сократить накопительный компонент. Как замечают в ОЭСР, к этой мере прибегали также Эстония, Польша, Литва, Латвия. Однако впоследствии, не получив ожидаемого экономического эффекта, они были вынуждены восстановить прежние ставки взносов в накопительную часть или даже превысить их. «В Венгрии накопительный компонент был полностью ликвидирован, а средства накопительной системы возвращены в государственную пенсионную систему. Такие изменения привели к потерям застрахованных лиц в форме снижения пенсионных выплат более чем на 20%».
В итоге рекомендации ОЭСР таковы: сохранить в полной мере обязательный накопительный компонент, сделав его ключевым для всей пенсионной системы; расширить список инструментов инвестирования накоплений, разрешив вкладывать средства в акционерный капитал, зарубежные активы и т.п.; повысить эффективность пенсионных фондов и финансовую грамотность населения.
Хотя главный экономист комитета по страхованию и частным пенсиям дирекции ОЭСР Хуан Эрмо признал, что накопительная система несет значительные риски для отдельных физических лиц. Не отрицают в ОЭСР и опасности инфляционного обесценения накоплений. В отдельные периоды инфляция в России оказывалась выше доходности не только государственного Пенсионного фонда, средства которого инвестирует Внешэкономбанк, но и негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Именно инфляционное обесценение накоплений и стало главной причиной постепенного отказа от обязательных накоплений в РФ. Осенью прошлого года вице-премьер Ольга Голодец сообщила о фиаско накопительной пенсионной системы (см. «НГ» от 08.10.12).
«Рекомендации ОЭСР необходимо учитывать каждой стране – и той, которая входит в организацию, и той, которая не входит», – подчеркнула вчера специалист управления по финансам отделения ОЭСР Асис Ахуджа. Логично предположить, что противоречия между российским вариантом пенсионной реформы и рекомендациями ОЭСР могут сказаться на процессе присоединения РФ к организации. Между тем вчера первый вице-премьер Игорь Шувалов уверил, что Россия приведет свое законодательство в соответствие с нормами ОЭСР к концу 2014 года. На что генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гурриа ответил: «Вопрос не в скорости, а в качестве процесса».
Часть опрошенных «НГ» экспертов согласились с выводами иностранцев. «По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2050 году в России более 50% населения будет старше 60 лет, – напоминает руководитель направления «Инновации и качество» Русской Школы Управления Константин Тютюнов. – Альтернативой развитию накопительной системы может стать только существенное увеличение возраста выхода на пенсию или уменьшение пенсионных выплат до абсолютного минимума».
Однако не обошлось со стороны экспертов и без критики. «К диверсификации направлений инвестирования нужно подходить очень аккуратно. В той же Америке только сейчас многие пенсионные фонды начинают компенсировать потери кризиса 2008 года. Свобода вложений в рисковые активы давала очень хорошие доходы на этапе роста рынка, но она же привела и к провалам», – замечает Тютюнов. «Прислушиваться к рекомендациям ОЭСР по пенсионной системе можно, но не нужно. Эти рекомендации в настоящее время не реализуемы. Решение правительства сделать ставку взносов в накопительную часть на уровне 2% более корректно», – считает бизнес-тренер Андрей Ильдеменов. Конечно, экономике нужны «длинные» деньги. Но их должно формировать правительство. «А надеяться на деньги пенсионеров можно только при условии снижения годовой инфляции ниже 3,5%», – указывает Ильдеменов. «Для того чтобы накопительный компонент стал ключевым в пенсионной системе, взносы в него должны быть тогда не 6%, а 16 или даже 26%», – замечает один из разработчиков пенсионной формулы, замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин.
Горлин объяснил суть проводимой в стране пенсионной реформы: «Никто не ставит целью ликвидировать накопительную систему. Речь идет о том, чтобы предоставить людям право выбора: в какой из систем участвовать. Ведь было недемократично, когда за всех априори решили, где людей ждет «счастье», и силой направили их средства в одном направлении. Разрушать накопительную систему никто не стремится хотя бы потому, что для определенных категорий граждан она имеет свои преимущества».
Позитивный момент реформы – перевод большей части накоплений из обязательного формата в добровольный. И, конечно, некоторые участники рынка опасаются, что в добровольном режиме уже не каждый понесет средства в НПФ, ведь пока государство не может гарантировать, что за 30 лет инфляция не съест все накопления. Да и призыв иностранцев инвестировать накопления россиян в том числе в зарубежные активы тоже нельзя признать бескорыстным.
Глава ПФР Антон Дроздов на встрече с премьером Дмитрием Медведевым вчера сообщил, что россияне неактивно используют свое право выбора варианта управления накопительной частью пенсии. Но те, кто пытаются осознанно управлять накоплениями, отдают предпочтение НПФ. В системе НПФ участвуют уже около 20 млн. человек.