Глава ФАС Игорь Артемьев будет защищать конкуренцию с помощью дорожной карты. Фото с официального сайта ФАС РФ
Недовольство президента Владимира Путина работой правительства заставляет министров оправдываться. Вчера руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев провел пресс-конференцию на тему: «Развитие конкуренции и антимонопольное регулирование: дорожная карта». Презентация ФАС состоялась всего через несколько дней после того, как президент Владимир Путин раскритиковал реализацию своих прошлогодних майских указов – в том числе и развитие конкуренции в стране.Глава ФАС Игорь Артемьев и сопредседатель «Деловой России» Александр Галушка на пресс-конференции держались как триумфаторы. Глядя на них, можно было подумать, что «дорожная карта» по конкуренции уже вся реализована.
Однако президент Путин неделю назад продемонстрировал весьма критическое отношение к этой сфере. «Несколько слов относительно работы по реализации «дорожных карт» по улучшению делового климата. По ряду направлений набраны действительно неплохие темпы. Это так. Тем не менее не все мероприятия, далеко не все, указанные в принятых «дорожных картах», выполняются в установленные сроки. Подчеркну, мы принимали «дорожные карты», в том числе по развитию конкуренции, для того чтобы их строго исполнять, а не для того, чтобы отрапортовать об их принятии. Что толку, что мы их приняли, если они не работают?» – возмущался 7 мая Путин.
13 мая глава ФАС показал, что с критикой в свой адрес не согласен. На пресс-конференции чиновник привел длинный перечень достижений, которые антимонопольное ведомство готово записать в свой актив. В пассажирских авиаперевозках, например, наметился прорыв – в России разрешили работать иностранным авиакомпаниям-лоукостерам, у которых значительно ниже цены на билеты. В выигрыше, по мнению Артемьева, оказался и малый бизнес, для которого был упрощен доступ к системе госзакупок. В результате небольшие предприятия за 2012 год заработали на этом около 1,1 трлн. руб., подсчитали в ФАС.
Однако на фоне расширяющегося монопольного влияния государства эти примеры могут показаться частностями. За годы кризиса государство стало владельцем многочисленных активов. Пользы от этого для экономики – никакой, уверен глава ФАС. Да и контролируемые государством монополии не реформируемы. Тот же «Газпром» может превратиться в «мумию образца 1990 года», сказал Артемьев. И одобрил внедрение практики предъявления исков граждан против монополий, которая заложена в «дорожной карте». Этот документ он назвал последней надеждой переломить ситуацию с бурным развитием государственного монополистического капитализма. Президента Путина глава ФАС записал себе в союзники. Премьера Дмитрия Медведева – тоже. И признался, что сопротивления он ждет от отраслевых министерств и ведомств, а также от губернаторов.
Сопредседатель «Деловой России» Александр Галушка привел данные Росстата: около 76% бизнесменов оценивают конкуренцию в РФ как неудовлетворительную. Когда в экономике нет свободы и конкуренции, все призывы к инновационному развитию останутся только лозунгами. Полезность антимонопольной «дорожной карты» Галушка увидел в открывшейся перспективе создания частного механизма защиты конкуренции. Суть этого механизма в том, чтобы дать возможность любому человеку подать иск против монополии и взыскать кратные убытки. Помогут здесь и профессиональные адвокаты. Эти юристы будут мотивированы желанием заработать – получить так называемый гонорар успеха. Адвокат, в понимании Галушки, это субъект «с мощной мотивацией и сильной компетенцией». В итоге у нас естественным образом рождается новый народный фронт – на этот раз антимонопольный.
В завершение Галушка пообещал защищать отраслевую конкуренцию. И ответственность за решение этой задачи должны нести все органы исполнительной власти, а не только Минэкономразвития и ФАС. Чтобы мотивировать чиновников, по мнению Галушки, нужно не так уж много – внести изменения в ключевые показатели оценки эффективности работы органов государственной власти.
Некоторым представителям бизнеса успехи на поприще антимонопольной борьбы не кажутся столь уж очевидными. В частности, большие надежды возлагаются на новый закон о Федеральной контрактной системе (ФКС), который вступит в силу с 1 января 2014 года. Коммерческий директор электронной торговой площадки АКД Кирилл Поляков считает, что инфраструктура ФКС вряд ли будет подготовлена своевременно. «Необходимо создать и запустить в действие единую информационную систему, где можно будет увидеть данные по государственным и муниципальным заказам. Бюджет на разработку такой системы оценили в 4 млрд. руб. (в 2 раза больше, чем было потрачено на сайт zakupki. gov.ru). Но на текущий момент нет технического задания на создание такой системы. Даже не объявлен конкурс на отбор подрядчика», – отметил Поляков.
Гендиректор торгового портала Fabrikant.ru Сергей Габестро, возглавляющий Национальную ассоциацию институтов закупок (НАИЗ) полагает, что в рамках «дорожной карты» важно сохранить механизм общественного обсуждения, а также аудит эффективности государственных и муниципальных закупок. «С начала 2012 года НАИЗ принимает участие в общественном обсуждении госзакупок, регулярно публикуя отчеты о нарушениях в ходе госзакупок. Но некоторые заказчики пока еще предпочитают не реагировать на замечания общественников. Для разрешения подобных ситуаций ассоциация начала взаимодействовать с ФАС. Эксперты НАИЗ направляют в ФАС данные о нарушениях», – объясняет Габестро.