0
6194
Газета Экономика Интернет-версия

13.05.2013 00:01:00

Железнодорожники теряют грузоотправителей

Тэги: ржд, жд, экономика, кризис


ржд, жд, экономика, кризис Работники железных дорог первыми ощущают признаки экономического спада. Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Официальные данные об экономических итогах четырех месяцев появятся только к концу мая. Однако уже сегодня ясно, что Росстат вряд ли сможет обрадовать правительство и российское население. О продолжающемся замедлении экономики говорят последние данные «Российских железных дорог», которые свидетельствуют о новом снижении грузоперевозок. Так, по данным РЖД, погрузка в январе–апреле сократилась на 4% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. А как известно, именно железнодорожные грузоперевозки являются опережающим индикатором общей ситуации в экономике страны.
Ухудшение общеэкономической ситуации в России сказывается на объемах грузоперевозок по железной дороге. Так, по данным РЖД, на которые ссылается агентство «Прайм», погрузка в апреле 2013 года составила 102,7 млн. тонн, что ниже прошлогоднего показателя на 3,5%. При этом за первые четыре месяца текущего года этот показатель сократился на 4% – до 396,5 млн. тонн. Падение зафиксировано практически по всем видам грузов. В частности, кокса было погружено 3,9 млн. тонн (снижение на 5,2%), нефти и нефтепродуктов – 84,3 млн. тонн (снижение на 3,3%), черных металлов – 23,8 млн. тонн (снижение на 6,6%), лома черных металлов – 4,2 млн. тонн (снижение на 10,3%), цемента – 9,4 млн. тонн (снижение на 1,1%), лесных грузов – 12,2 млн. тонн (снижение на 5,3%), зерна – 3,1 млн. тонн (снижение на 53,1%). Зафиксировано также отправление строительных грузов (снижение на 6,6%), цветной руды (минус 10,7%), химикатов (минус 4,9%), промышленного сырья и формовочных материалов (минус 4,7%).
Обращает на себя внимание тот факт, что российский экспорт по железной дороге страдает в меньшей степени. Например, по итогам первого квартала по Дальневосточной железной дороге из России в Китай было перевезено свыше 2 млн. тонн грузов, что почти на 14% больше, чем в январе–марте 2012 года. Таким образом, статистика РЖД объективно подтверждает негативные прогнозы для отечественной экономики. Напомним, Минэкономразвития в апреле ухудшило прогноз роста ВВП страны на 2013 год с 3,6 до 2,4%, промпроизводства – с 3,6 до 2%, инвестиций в основной капитал – с 6,5 до 4,6%. А глава министерства Андрей Белоусов был более категоричен в оценках. По его убеждению, существует очень высокий риск вступления российской экономики в рецессию уже этой осенью, если не предпринять превентивных мер по стимулированию деловой активности.
Пессимизм Белоусова разделяют аналитики Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), которые на днях почти вдвое ухудшили прогноз по росту ВВП России на 2013 год – с 3,5 до 1,8%. Эксперты ЕБРР в своих мрачных оценках исходят из того, что рост экономики РФ замедлился в первом квартале до 1% с прошлогодних 5%. Это прямое следствие ослабления спроса на внешнем и внутреннем рынках. Ситуацию усугубляет слабость производства в РФ. Меры же, которые могут быть предприняты правительством по стимулированию экономики России, не кажутся авторам исследования ЕБРР исчерпывающими. С одной стороны, можно восстановить темпы роста ВВП до 3% уже в следующем году, но с другой –  «эти стимулы несут риски инфляции и сами по себе не увеличивают производственный потенциал экономики».
Эксперты, опрошенные «НГ», признают, что именно железнодорожные грузоперевозки являются тем индикатором, по которому можно судить о ситуации в экономике в целом. И если с начала года показатели погрузки у РЖД стабильно ухудшаются, то это свидетельствует о серьезных проблемах в других секторах. Первый заместитель директора Института экономики РАН Дмитрий Сорокин готов согласиться с консервативным прогнозом Минэкономразвития. Ответа же на вопрос, ожидают ли экономику РФ два квартала рецессии, у ученого нет. Этого может и не случиться, если государство, например, решится на мощную инвестиционную поддержку. Финансовые ресурсы для этого у казны есть, считает ученый. А вот на частный бизнес надежд практически нет – инвестпроектам предприниматели сегодня предпочитают банковские депозиты, отметил Сорокин.
Эту точку зрения разделяет и декан Высшей школы менеджмента ВШЭ Сергей Филонович. «Настроение в предпринимательских кругах весьма пессимистичное. Бизнес не будет рисковать, если не чувствует себя защищенным и если не верит в будущее», – констатировал он. Внешний макроэкономический фон в настоящий момент остается неблагоприятным для России – цены на нефть стоят на месте, корни кризиса 2008 года все еще не устранены, подчеркивает Филонович.
В свою очередь, главный экономист по России и СНГ HSBC Александр Морозов считает, что о неизбежности рецессии говорить пока нельзя. По его словам, статистику РЖД и российской экономики в целом подпортил февраль 2013 года, в котором на один рабочий день оказалось меньше, чем в прошлом году. Коме того, из-за снижения спроса на мировых рынках трудности испытывают практически все экспортеры – разве что за исключением нефтяников. Впрочем, плохо далеко не везде. Например, в потребительском секторе рост продолжается. Морозов считает, что слабость отдельных секторов отечественной экономики не говорит о том, что вся она уходит в рецессию. Хотя риски для этого довольно высоки.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
620
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
786
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
672
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
535

Другие новости