Федеральный Центр готов софинансировать только строительство спортивных стадионов. Фото с сайта www.fifa.com
Чемпионат мира по футболу, который пройдет в 11 городах РФ в 2018 году, грозит подмочить репутацию страны. Федеральный Центр пока планирует софинансировать лишь строительство спортивной инфраструктуры. Остальные расходы власти хотят переложить на регионы и муниципалитеты. Но экономическое положение большинства регионов ухудшается, и возникают большие сомнения в их способности самостоятельно профинансировать строительство всей инфраструктуры. Похоже, власти загнаны в тупик, ведь без поддержки Центра качество проведения чемпионата мира может быть снижено. Такой вывод содержится в обнародованном вчера докладе международного рейтингового агентства Standard&Poor’s.Как показало исследование, в течение 2013–2015 годов все больше российских региональных и местных органов власти не смогут удерживать показатели дефицита под контролем без дополнительной поддержки федерального Центра.
Рост региональных доходов будет умеренным, в то время как расходная часть бюджетов разрастется существенно – на фоне поствыборных указов президента Владимира Путина, в которых прописано дальнейшее увеличение социальных обязательств государства. Специалисты S&P в качестве одной из причин дальнейшего ухудшения экономического положения регионов называют рост заработной платы бюджетников.
Теоретически, чтобы сбалансировать свои бюджеты, регионы могли бы сократить иные, менее обязательные расходы. Однако, как отмечают аналитики агентства, у большинства регионов отсутствует финансовая гибкость, нет возможностей для маневра и перераспределения средств из одной сферы в другую. То есть у них не осталось таких «необязательных расходов». «Уже в 2012 году консолидированные бюджеты двух третей российских регионов, по нашему мнению, исчерпали гибкость в отношении капитальных расходов», – сообщает директор направления «Рейтинги региональных и местных органов власти» S&P Борис Копейкин. Среди факторов, влияющих на финансовую гибкость регионов, аналитики назвали также ухудшение состояния инфраструктуры. Многим регионам требуется срочный ремонт школ, больниц, дорог, и эти расходы уже не получится отложить «на потом».
Альтернативой могут стать заимствования, однако и эти возможности ограничены. Как итог в соответствии с базовым сценарием S&P «прямой долг российских региональных и местных органов власти в номинальном выражении увеличится более чем в два раза к концу 2015 года и достигнет почти 3 триллионов рублей в сравнении с 1,4 триллиона рублей в настоящее время». Дефицит бюджетов региональных и местных органов власти, по ожиданиям S&P, «с учетом капитальных расходов вырастет с менее чем 250 миллиардов рублей в 2012 году до более чем 800 миллиардов рублей в 2015 году».
В таких условиях чемпионат мира по футболу может стать вовсе не катализатором экономического роста региональных экономик, а, наоборот, еще одним непосильным бременем. Чемпионат мира по футболу в 2018 году будут принимать 11 городов России: Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Волгоград, Казань, Нижний Новгород, Самара, Саранск, Ростов-на-Дону, Сочи, Екатеринбург. Ожидается, что расходы на проведение возьмут на себя прежде всего региональные бюджеты, потому что муниципалитеты не обладают необходимыми средствами.
В S&P напомнили, что, по официальным оценкам, совокупный бюджет чемпионата мира 2018 года достигнет примерно 660 млрд. руб., или 22 млрд. долл. «Вместе с тем сумма заявленных расходных потребностей, озвученных органами власти субъектов РФ, в которых будут проходить матчи чемпионата, превышает оценку правительства более чем в два раза», – замечают аналитики. Речь идет уже примерно о 1,2–1,3 трлн. руб., или 40–43 млрд. долл., а это около 2% ВВП в 2013 году.
Отличие федеральной сметы от региональных оценок объясняется просто. В случае с ЧМ-2018 по футболу власти РФ решили взять на себя софинансирование исключительно строительства спортивной инфраструктуры, а транспортная, коммунальная и гостиничная должны будут лечь на региональные бюджеты и частных инвесторов. «Однако для большинства регионов финансирование даже половины заявленных ими потребностей будет практически непосильной задачей. В частности, для Калининградской и Самарской областей и Республики Мордовия финансирование только 30% необходимых расходов может оказаться затруднительным», – обращает внимание замдиректора направления «Рейтинги региональных и местных органов власти» S&P Карен Вартапетов.
Фактически только такие сильные города, как Москва и Санкт-Петербург, а также регионы, которые уже вложились в развитие инфраструктуры при подготовке к другим масштабным мероприятиям (к Универсиаде в Казани и Олимпиаде в Сочи), смогут самостоятельно профинансировать расходы. «По нашим оценкам, даже в условиях значительного софинансирования расходов из федерального бюджета регионы будут вынуждены существенно скорректировать свою бюджетную и долговую политику, что, вероятнее всего, приведет к ухудшению их кредитного качества», – говорится в отчете S&P.
С одной стороны, власти хотят, чтобы регионы несколько умерили аппетиты. Но с другой – перед федеральным правительством встает нелегкий выбор: либо увеличить инвестиции в муниципальную инфраструктуру, либо снизить качество проведения чемпионата. Одних спортивных объектов недостаточно для нормального проведения международного мероприятия, еще необходима развитая неспортивная инфраструктура. Отсутствие поддержки со стороны Центра может обернуться репутационными рисками, предупреждают аналитики.
«Поползновения регионов на «футбольные» деньги обязательно будут. Не каждый раз представляется шанс развернуть денежный поток из Центра в субъекты РФ. Вопрос в том, насколько аккуратно деньги будут запрошены и потрачены, – говорит директор департамента аудита компании «Уральский союз» Александр Миронов. – Между тем у Центра нет выбора. Бюджеты большинства регионов, принимающих чемпионат, не вытянут инфраструктурные расходы. Федеральной власти не нужны ни срывы сроков (саммит АТЭС это показал), ни волнения. Так что доплатить регионам будет дешевле».
Совокупные затраты на проведение чемпионата мира-2018 | |||
Город | Совокупные расходные потребности, млрд. руб. | Расходы на строительство стадионов, млрд. руб. | Совокупные расходные потребности как доля расходов региональных бюджетов – 2013, % |
Самара | 340 | 11 | 179,6 |
Калининград | 200 | 10 | 337,5 |
Екатеринбург | 161 | 11,5 | 71,8 |
Москва | 100 | 40 | 6 |
Нижний Новгород | 100 | 11 | 62,2 |
Ростов-на-Дону | 91 | 10 | 55,6 |
Санкт-Петербург | 86,2 | 30 | 17,8 |
Саранск | 60 | 8,7 | 124,9 |
Казань | 50 | 12 | 20,3 |
Волгоград | 40 | 12 | 38,5 |
Сочи | 30 | 3 | 11,3 |
Итого | 1258,2 | 159,2 | 34,1 |
Источник: Standard&Poor’s |