0
3968
Газета Экономика Интернет-версия

29.03.2013 00:01:00

Коммерческую застройку прикрыли дачной амнистией

Тэги: дачная амнистия, коррупция, подмосковье


дачная амнистия, коррупция, подмосковье

Дачной амнистией, объявленной осенью 2006 года, с выгодой для себя воспользовались недобросовестные застройщики. С их легкой руки на садовых участках и в дачных кооперативах, где разрешено исключительно индивидуальное жилищное строительство, как грибы после дождя начали вырастать многоэтажные дома. Только в Подмосковье власти взяли на заметку более 400 таких построек. По решению суда в августе прошлого года снести удалось пока только один.
Вчера представитель управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД по Московской области Роман Загородников и начальник отдела областного комитета по долевому строительству Валерий Петров рассказали о планах борьбы с незаконным строительством в Подмосковье. Правоохранительные органы и региональные власти вплотную занялись проблемой в прошлом году. Между тем сама проблема незаконной застройки имеет многолетнюю историю, которая восходит к сентябрю 2006 года, когда вступил в силу закон о дачной амнистии, установивший упрощенный порядок приватизации земельных участков, а также домов и строений, возведенных на них.
По закону о дачной амнистии на собственном дачном участке можно без проекта возвести, а потом зарегистрировать как жилье для постоянного проживания не только скромную деревянную постройку, но и многоэтажку. Формальные требования: площадь дома – не более 1,5 тыс. кв. м, этажность – до трех этажей. Еще одно условие – здание не должно занимать более трети земельного участка.
Впрочем, недобросовестные застройщики выполнением требований и условий никогда особенно не заморачивались. По словам Петрова, в Подмосковье выявлено и внесено в «Реестр индивидуальных жилых домов с признаками многоквартирности» в общей сложности 403 здания. Среди них есть и дома в пять, шесть и даже семь этажей. В свою очередь, Загородников напомнил о существовании «дома-рекордсмена» в Одинцовском районе, в котором насчитывается аж 96 квартир. Метраж, впрочем, не впечатляет – все квартиры общей площадью по 18 кв. м.
Массовые нарушения очевидны, но рапортовать об успехах в борьбе с ними чиновники не спешат. На счету у властей всего одна бесспорная «победа» – снос в августе трехэтажки в Вешках Мытищинского района. Из 60 квартир в этом доме было распродано 49 штук. Любопытно, что собственники лишились жилья вовсе не потому, что здание появилось среди садов и огородов незаконно. Причина в другом – проверка показала, что дом построен с грубыми нарушениями и представляет угрозу для жизни и здоровья людей. Не нашли бы претензий к строительным нормам и правилам, до сноса дело бы скорее всего и не дошло.
Петров объяснил: если люди уже живут, если дом построен хоть и без разрешений, но правильно, плюс к этому подключен к электросетям, водопроводу и канализации, то власти его трогать не будут. И это правило работает. По словам чиновника, из более чем 400 фактов незаконного строительства суды рассматривают 90 дел. Решения вынесены по 33 фактам. Однако сносить будут максимум половину незаконных строений, предполагают чиновники.
Еще менее убедительно выглядят усилия правоохранительных органов по привлечению к ответственности самих застройщиков. Под следствием сегодня находятся всего трое. Причем Загородников не может поручиться, что они в конечном счете сядут на скамью подсудимых и тем более получат реальные сроки. Доказать факт мошенничества в этих делах весьма проблематично. Покупатели жилья, как правило, прекрасно осведомлены о всех нюансах, но на сделки идут – соблазняет низкая цена, и получается совсем непризрачная надежда, что власти не оставят их без крыши над головой. Госорганы тоже не демонстрируют примеров согласованных действий. Распространенное явление – суды признают дом незаконно построенным, а владельцы квартир тем временем оформляют свидетельства о праве собственности на жилье в других государственных инстанциях.
Возможно, что эта проблема, во всяком случае в таких масштабах, сойдет на нет после того, как через пару лет под дачной амнистией подведут черту. Подмосковные чиновники под этим оптимистичным прогнозом, кажется, готовы подписаться. Петров же считает, что пик незаконного строительства на дачных участок пройден в прошлом году. А после утверждения градостроительных регламентов наступит другая жизнь.
У независимых экспертов иной взгляд на проблему. «Бороться с незаконным строительством нужно на нулевом цикле. Но есть риск, что под удар попадут граждане, которые на своем участке строят дом для себя, а не на продажу. Их уполномоченные органы попросту будут «кошмарить» проверками по заявлениям соседей. Поэтому единственным разумным выходом из ситуации может быть лишь изменение Градостроительного кодекса», – считает юрист московского адвокатского бюро «Шабарин и партнеры» Эльвира Абдуллина. Она признает, что если дом уже построен и заселен, его скорее всего сносить не будут. Из этого следует, что бороться с самостроем многоэтажек в дачных товариществах следует превентивными мерами. В том числе и соседи должны проявлять бдительность. И если по фундаменту будет видно, что закладывается здание большой площади, если идет реклама о скорой продаже квартир, то нужно сообщать в уполномоченные органы, которые вправе оштрафовать застройщика, советует Абдуллина.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1136
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1364
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1633
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1185

Другие новости