Для жителей Сочи правительство готовит эксклюзивные наказания. Фото Андрея Голованова/PhotoXPress.ru
Рекордно высокие затраты на подготовку к зимней Олимпиаде-2014 могут быть частично компенсированы за счет автовладельцев. Минтранс предлагает ужесточить наказания за нарушения правил дорожного движения во время Олимпиады. Предлагается также в два раза повысить штраф за неправильную парковку. Мера жесткая и вроде бы оправданная – как-никак статусное для России мероприятие. Но есть одно «но» – в ходе подготовки Сочи к Играм проблемой расширения парковочного пространства в жилых районах (речь не об олимпийских объектах) системно не занимались. Теперь же за это предстоит расплатиться горожанам и гостям Олимпиады.
Минтрансом подготовлены дополнения в Кодекс административных правонарушений, предусматривающие существенное увеличение штрафов за нарушения правил дорожного движения в Сочи. Штрафы предлагается повысить на время Олимпиады. По сообщению Интерфакса, «предполагается дополнить кодекс ст. 12.17.1, предусматривающей штраф 10 тыс. руб. или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев за движение по дороге или полосе для транспортных средств Олимпийских и Параолимпийских игр или остановку в указанных местах в нарушение правил дорожного движения».
Идея увеличить штрафы за неправильную парковку вызывает недоумение. Нарушителей предлагается наказывать за это на 3 тыс. руб. На таком уровне штраф за неправильную парковку сегодня предусмотрен для Москвы и Санкт-Петербурга, а для остальных городов и весей подобные штрафы не превышают 1,5 тыс. руб. Общеизвестный факт – в Сочи не только проблематично ездить по городу, но и парковать автомобили. Что не удивительно – в Сочи зарегистрировано почти 200 тыс. автотранспортных средств. Для сравнения: в 12-миллионной Москве зарегистрировано более 4,6 млн. машин. Таким образом, уровень автомобилизации на душу населения в Сочи значительно выше, чем в столице. В Москве на 1 тыс. человек сейчас приходится примерно 360 машин, в Сочи – порядка 420 автомобилей. Здесь надо помнить еще одно обстоятельство – в пределах городской черты территория Сочи ограничена 250 кв. км, а территория Москвы после расширения – превышает 2,5 тыс. кв. км. Соотношение 1:10 не в пользу столицы Игр-2014.
Эксперт Федерации автомобилистов России (ФАР) Андрей Веселков в беседе с «НГ» пообещал, что его организация даст отрицательное заключение на этот закон. Опыт защиты прав российских водителей есть – не так давно именно отрицательное заключение ФАР, по словам Веселкова, стало препятствием на пути некоторых сомнительных законопроектов. Специальные запреты, как и жесткие наказания за нарушения ПДД, уместны на олимпийских трассах и у объектов Игр-2014. Но их нельзя распространять на весь город. У сочинцев же мнение по поводу ужесточения наказаний за парковку вряд ли спрашивали. «Решать вот так, по-чиновничьи – куда хотите, туда машины и девайте, хоть на крышу ставьте, – неприемлемо. Выход только один – нужно строить парковки», – убежден эксперт ФАР.
Но есть и другие оценки введения новых штрафов. «Такие меры после утверждения федеральными и муниципальными органами считаются законными. Думаю, что штрафы будут иметь скорее профилактический характер. Кроме того, эта мера временная – на период проведения Олимпиады», – говорит председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе.
При проведении Олимпиад власти любой страны стремятся показать город, а вместе с ним и страну, нацию с лучшей стороны. Иногда доводят ситуацию до абсурда, считает сотрудник «Ауди Центр Таганка» Павел Цыганков. У него остался в памяти олимпийский Пекин – малонаселенный и абсолютно пустой с точки зрения трафика город. «Ни о каком нарушении правил речи не шло. Естественно, это мало соотносилось с реальным Пекином. Что касается Сочи, то никто не отменял право жителей и гостей нормально парковать автомобили. Отсутствие парковок с учетом высоких штрафов может негативно сказаться на имидже города, подчеркнул Цыганков.
«Согласно официальной информации, размещенной на сайте администрации Сочи, в настоящее время в городе насчитывается 40 парковок для автотранспорта. Однако, если судить по отзывам местных жителей, проблема нехватки парковочных мест одна из самых актуальных в городе. Сочинцы, в частности, жалуются, что городские власти не выполнили обещание построить сеть многоуровневых паркингов для решения этой проблемы», – отметил гендиректор City Express Алексей Кичатов. По его мнению, подготовка города к Олимпиаде идет в условиях цейтнота, когда все силы брошены на строительство спортивных объектов. Парковки возле них, а также возле торговых центров, гостиниц, вокзалов, объектов туристической инфраструктуры предусмотрены. А вот подумать об интересах жителей у городских властей, похоже, нет ни времени, ни желания. «Есть и другие проблемы – ландшафт города сложный, свободных земельных участков мало. Кроме того, Сочи – чрезвычайно привлекательный район в плане инвестиций в недвижимость, поэтому инвесторам гораздо интереснее построить там жилье, нежели сопутствующие объекты транспортной инфраструктуры – парковки для машин», – заявил Кичатов.