0
4258
Газета Экономика Интернет-версия

18.03.2013 00:01:00

Зачем покупали у итальянцев IVECO

Тэги: минобороны, оружие, броневик, оборонсервис, скандалы


минобороны, оружие, броневик, оборонсервис, скандалы Стартовая позиция на сборке броневиков "Рысь": надо установить лишь крышку капота, лебедку, запасное колесо и грузовой ящик. Фото автора

Генеральный директор ОАО «КамАЗ» Сергей Когогин решительно отмежевался от участия в махинациях с таможенными пошлинами за ввоз в нашу страну итальянских бронеавтомобилей IVECO. Он объяснил, что его предприятие отвечает лишь за сборку из поставляемых машинокомплектов конечной продукции, и только за это завод получает весьма скромную оплату. Вместе с тем Когогин рассказал, как именно у него родилась идея закупки итальянских броневиков для Российской армии.
Так уж получилось, что в день публикации статьи «У следствия возникли вопросы помимо «Оборонсервиса» и к таможне» (см. «НГ» № 50 от 14.03.13) корреспонденту газеты представилась возможность побеседовать с гендиректором ОАО «КамАЗ», где как раз и собираются оскандалившиеся броневики IVECO, переименованные у нас в «Рысь». Так что неизбежным было обсуждение вопроса о том, как закупленный вроде бы для боевых подразделений броневик превратился по сговору чиновников в медицинский автомобиль, освобождаемый от взимания ввозных пошлин.
«Это не наше дело, – сказал Сергей Когогин корреспонденту «НГ». – Мы заключали контракт с «Оборонсервисом» на сборку. Мы видели, что происходит… Чисто по-человечески стало обидно, что испачкали хорошую идею. Конечно, мы выполним контрактную сборку, но мы никакого отношения к контракту между итальянской компанией IVECO S.p.a. и ОАО «Оборонсервис» не имеем. И не имеем отношения к самим поставкам Министерству обороны».
Хотя гендиректор не стал отрицать, что защищенный автомобиль IVECO модели M65E19WM LMW и закупался, и собирается сейчас в России как «самоходное бронированное транспортное средство» для частей Сухопутных войск и специальных подразделений. Рассказал даже, как возникла идея по закупке именно такой машины. Это случилось в те трагические дни, когда Российская армия вынуждена была провести операцию по принуждению Грузии к миру. Сергею Когогину позвонил тогдашний министр обороны Анатолий Сердюков по не связанному, в общем-то, с боевыми действиями в Южной Осетии вопросу. Но Когогин все же спросил: правда ли то, что показывают в телерепортажах, где наши солдаты гибнут прямо в бронетранспортерах? Министр подтвердил. Гендиректор предложил после окончания боев встретиться и обсудить, как спрятать военнослужащих под современную, надежную броню. И такая встреча вскоре после Пятидневной войны 2008 года состоялась.
Потом были большие смотрины броневиков на разных выставках военной техники и вывод о том, что зарубежные производители превзошли россиян по уровню броневой защиты своих автомобилей. Прежде всего за счет применения брони из разнесенных стальных листов с включением керамических элементов. Такого в России тогда никто не изготовлял. Потому камазовцы из всего разнообразия изученных образцов техники и выбрали итальянскую IVECO, закупили две машины (кстати, с уплатой ввозных пошлин) для проведения полного цикла испытаний, устроили их обстрел и подрыв на мине в лучшей взрывотехнической лаборатории Германии, где имелось самое современное тестовое и контрольное оборудование. Уровень защиты, заявлявшийся итальянцами, полностью подтвердился: достаточно высокий – шестой. Собственно, это и стало главным критерием, которым обосновывалось предложение Министерству обороны закупить партию броневиков IVECO модели M65E19WM LMW. Было еще два считавшихся принципиально важными критерия: цена этих машин оказалась наименьшей в своем классе (около 20 млн. руб.), и IVECO S.p.a. соглашалась на постепенное доведение до 50% локализации производства защищенных автомобилей в России. Всем прочим требованиям к подобной технике, в том числе сугубо военным, большого значения не придавалось. Что интересно, Анатолий Сердюков и его команда менеджеров целиком согласились с таким подходом. Тем самым проект был фактически превращен в бессмысленную для армии затею.
«Проблема в том, что до сих пор не определено штатное предназначение «Рыси» в войсках, – делился своими переживаниями главный конструктор ОАО «КамАЗ» по работе с силовыми структурами Юрий Кухаренко. – Насколько нам известно, военные по сей день не могут придумать, в каких подразделениях и для каких целей использовать эти машины».
Причина возникшей неопределенности лежит на поверхности. Судьбу данного заказа решали сугубо гражданские люди, плохо представляющие, как устроена армия, какими силами и какие задачи она выполняет в боевой обстановке. Самая мелкая штатная структура в Сухопутных войсках РФ – мотострелковое отделение численностью 10–11 человек. Странно, что под эту боевую единицу подобрали бронированное транспортное средство, способное перевозить лишь пять человек в базовом варианте и шесть человек в удлиненной версии машины. Колонны мотострелковых взводов или рот на «Рысях» сразу же станут вдвое длиннее колонн из БТР или БМП. Кроме того, подразделения должны будут иметь в своем составе вдвое больше водителей. А от выстрела гранатомета броня IVECO все равно ведь не спасает…
В общем, не случайно запланированный сначала заказ на 1775 машинокомплектов IVECO при практической реализации обернулся закупкой всего 358 броневичков. Видимо, целью их поставок в нашу страну были совсем не реальные потребности Вооруженных сил. И выявленные махинации с ввозными пошлинами это очень наглядно подтверждают.    
Набережные Челны–Москва

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
396
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
502
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
416
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
347

Другие новости