Фото Reuters
Неожиданную проблему придется решать российскому концерну, заключившему в конце февраля 20-летний контракт на поставку сжиженного природного газа (СПГ) из Израиля. Мало того, что против этого резко выступали местные активисты, теперь ситуация, когда газ, предназначенный для внутреннего пользования, законтрактован Россией, вызвала вопросы на правительственном уровне.Вчера министр энергетики и водных ресурсов Израиля Узи Ландау затребовал у разработчиков газового месторождения «Тамар» разъяснений по поводу заключенных экспортных контрактов, напомнив, что проект предназначен в первую очередь для удовлетворения внутренних потребностей страны. А поставки на внешний рынок должны согласовываться с правительством, говорится в сообщении израильского министерства.
«Ландау требует от разработчиков израильского месторождения природного газа разъяснений по поводу последних публикаций в СМИ о заключении ими различных экспортных договоров… В своем письме Ландау напоминает консорциуму, что природный газ с «Тамар» предназначен прежде всего для удовлетворения потребностей израильского рынка. Кроме того, согласно постановлению комиссии Цемаха, экспорт природного газа требует получения предварительного разрешения правительства», – уточняется в сообщении ведомства.
Напомним, что в прошлом месяце дочерняя структура российского газового монополиста ОАО «Газпром» – Gazprom Marketing&Trading – объявила о подписании основных условий соглашения по эксклюзивному отбору сжиженного природного газа с проекта «Тамар» в течение 20 лет. Между тем «Тамар» является одним из двух, наряду с «Левиафаном», крупнейших месторождений природного газа на израильском шельфе Средиземного моря, с которыми еврейское государство связывает надежды на десятилетия энергетической самодостаточности. Запасы «Тамар» оцениваются в 238 млрд. куб. м газа, а первые поставки намечены на апрель. Разработкой месторождения занимается консорциум израильских и американских компаний – Noble Energy Mediterranean Ltd, Isramco Negev-2, Avner Oil Exploration, Delek Drilling, Dor Gas Exploration.
«Газпрому» израильский газ нужен для ведения собственной игры на международном рынке. В частности, как мы уже писали, для того, чтобы вывести появляющиеся объемы топлива с европейского рынка. И соответственно не допустить снижения цены на собственный газ – трубопроводный (см. «НГ» от 04.03.13).
Впрочем, мнения экспертов о том, как будут развиваться события, расходятся. «По израильскому проекту для обоснованного заключения необходимо видеть текст документа. Прописано ли в нем вообще право экспорта, есть ли какие-то ограничения, как истолковывается форс-мажор, где (по первой инстанции) должны разбираться споры и так далее, – говорит руководитель отдела инвестиционного анализа ИК «Универ» Дмитрий Александров. – Кроме того, важно и то, на каких условиях получил право на добычу оператор участка. В принципе, естественно, всегда есть риск, что государство наложит те или иные обременения на конечную продукцию, поэтому данный случай – не исключение».
В свою очередь, аналитик агентства «Инвесткафе» Юлия Войтович считает, что вполне вероятно, что «Газпрому» удастся заключить окончательный контракт на закупку сжиженного газа у компании Levant LNG. «Дело в том, что заявления министра энергетики Израиля основаны на том, что газом, добываемым на месторождениях «Тамар» и «Далит», должен быть полностью обеспечен внутренний рынок Израиля. Однако внутреннее потребление газа в стране составляет порядка 7 млрд. куб. м в год, а только добыча на «Тамаре» должна составить порядка 15 млрд. куб. м, – отмечает она. – Соответственно остальные объемы должны либо экспортироваться Израилем самостоятельно, либо продаваться зарубежным компаниям».