Фото Reuters
На шахматной доске, где уже 20 лет Киев и Москва разыгрывают газовые партии, в последние пару месяцев можно наблюдать патовую ситуацию. Россия использовала последний экономический аргумент для влияния на Украину в рамках существующего газового договора – это неподъемный счет на 7 млрд. долл. за неотобранный газ согласно контракту. «Нафтогаз Украины» также использовал свой последний аргумент – сокращает закупки газа до рекордно низких объемов в 18–20 млрд. куб. м. Существенные убытки могут понести обе стороны. Но добивать друг друга уже нет ни возможности, ни необходимости.Да и в суд Стокгольма никто, по определению, идти не хочет. Россия не желает лишнего шума в «окрестностях» Евросоюза и дальнейшего затягивания переговоров с Киевом. «Газпром», как известно, получил более 10 исков в суд от европейских энергетических компаний. И это вынудило концерн быстрее идти на уступки PremiumGas, Edison, Sinergie Italiane, EGL, GDFSuez, Wingas, SPP, Botas, EON, PGNiG. К тому же Еврокомиссия еще не закончила антимонопольное расследование против «Газпрома».
Украина же имеет свои основания не спешить решать судебные вопросы на европейской территории. Вопреки сложившемуся мнению, что Киев может рассчитывать на поддержку Евросоюза, идеальные энергетические отношения Киева и Брюсселя сейчас подпорчены. И однозначно можно сказать лишь одно: сегодня Украине рассчитывать на ЕС не приходится.
Если вспомнить сентябрь 2010 года, когда Украина присоединилась к Европейскому энергетическому сообществу (ЕЭС), то ожиданий было очень много. В первую очередь это касалось возможности заставить «Газпром» считаться с новой энергетической политикой Украины, которая была нацелена на сокращение импорта российского газа. При вступлении в ЕЭС Украина получила неформальное обещание европейцев помочь и договориться с Россией, решить проблему «Южного потока», заняться организацией реверсивных поставок газа в Украину с ЕС, а также привлечь европейского партнера в газотранспортный консорциум Украины и России. Но шли годы, а воз и ныне там.
Для Украины важным было получить поддержку ЕЭС в противостоянии с «Южным потоком». Но на киевские письма в феврале и ноябре 2012 года в Вену, где находится штаб-квартира ЕЭС, не последовало никакой реакции. Сегодня ситуация уже доходит до смешного, когда в Энергетическом сообществе отрицают сам факт получения писем.
Ведь секретом Полишинеля являлась информация, что Украина присоединялась к ЕЭС фактически с главной целью – получить поддержку в газовой борьбе против российского «Южного потока» и монополии «Газпрома». Украине хватило бы публичного признания Евросоюзом факта, что «Южный поток» нацелен на уменьшение транзита газа через Украину, а не для создания альтернативы поставок газа в ЕС.
Не менее важными также были ожидания Украины получить поддержку Европейского энергетического сообщества в вопросе пересмотра газового договора с «Газпромом». Все это было обещано Украине перед ее вступлением в ЕЭС. Но ничего не было выполнено. Итогом является то, что Украине достались вершки, а ЕС – корешки. Так как механизм имплементации энергетических второго и третьего пакетов в Украине уже безвозвратно запущен и остановить его нет возможности.
При этом в Украине отдают отчет, что юридических рычагов влияния у ЕЭС на Россию не было. Но если следовать бюрократической логике, то на основании писем Украины чиновники ЕЭС могли обратиться в Еврокомиссию и лично к комиссару Гюнтеру Эттингеру. А уж они могли начать еще одно дело против «Газпрома»…
Все это стало на пути возможного появления структур ЕС в консорциуме. С каждой секундой шансы Европы заполучить свою долю украинской ГТС уменьшаются. Последние заявления главы Европейского энергетического сообщества Янеза Копача и еврокомиссара по вопросам энергетики Гюнтера Эттингера только подтверждают пассивную роль ЕС в украинском вопросе.
«Это право вашего (Украины. – «НГ») правительства – решать, в чьей собственности будет ГТС, кто получит возможность оперативного управления ею. Если Киев решит, что эта роль должна принадлежать «Газпрому» – о’кей, почему бы и нет? «Газпром» участвует также в других трубопроводных проектах, в том числе на территории ЕС», – заявил Эттингер и четко дал понять, что ЕС не готов вступать в битву за Украину.
Хотя «возвращение» Евросоюза в консорциум еще возможно. Для этого ЕС нужно всего лишь возобновить финансовую программу модернизации ГТС Украины. Ровно четыре года назад, в марте 2009 года, был подписан меморандум о предоставлении Украине 2,5 млрд. долл. на развитие ГТС. Но программа так и не заработала, и третий год ЕБРР и ЕИБ не могут выделить 308 млн. долл. на ремонт газопровода Уренгой–Помары–Ужгород.
Итогом пассивной европейской политики в отношении Украины станет двусторонний консорциум между Украиной и Россией с возможным участием исключительно на правах наблюдателя одной из европейских финансовых организаций или энергокомпаний.
В таком случае формально консорциум по управлению ГТС Украины будет иметь лишь двух владельцев – Украину и Россию. И Евросоюзу ничего не останется, как молчаливо с этим согласиться. Для этого Украине необязательно обходить правила европейских энергопакетов или покидать Европейское энергетическое сообщество.
Ведь в самом Евросоюзе не все в порядке с выполнением энергетического законодательства. Еврокомиссия уже давно рассматривает вариант обращения в суд против 18 из 27 членов ЕС за несоблюдение условий второго и третьего энергопакетов. В частности, проблемы могут коснуться Франции, Великобритании, Испании. А сосед Украины Молдова вообще добилась от ЕС отсрочки выполнения третьего энергопакета – до 2020 года. И причина такого шага – достичь договоренностей с «Газпромом».
На данном этапе Евросоюз сделал все, чтобы между Украиной и Россией была зафиксирована временная газовая «ничья». Европе же будет отведена роль наблюдателя.
Киев