Несмотря на финансовые проблемы, грекам, судя по всему, придется самим решать вопросы прокладки трубопроводов.
с сайта www.depa.gr
Стремление «Газпрома» утвердиться на южноевропейском газовом рынке сталкивается с растущим противодействием со стороны США. Представители Госдепартамента США предупредили греческое правительство, что продажа местного газового концерна российской компании является нежелательной и сделает Грецию «заложницей» России в энергетических вопросах. Такую информацию распространили в субботу греческие СМИ. Весьма вероятно, что «Газпрому» придется смириться с поражением на греческом фронте. Судя по всему, грекам, несмотря на выгодную цену, от российского предложения придется отказаться.
Госдепартамент США предостерегает Грецию от энергетического сотрудничества с Россией, сообщило в субботу РИА Новости со ссылкой на греческий сайт деловой информации Capital. gr.
По его данным, высокопоставленный сотрудник американского внешнеполитического ведомства сообщил грекам, что продажа газового концерна DEPA, на который претендуют «Газпром» и группа «Синтез», является нежелательной и сделает Грецию зависимой от России в энергетических вопросах.
Греция получает около 90% потребляемого ей природного газа из России. В этой связи США считают, что при покупке греческой DEPA и оператора газотранспортной сети DESFA Россия укрепит доминирование на рынке всего региона и сможет завышать цены.
Кроме того, по данным греческого делового портала, сотрудничество с Россией может поставить под вопрос реализацию проекта Трансадриатического газопровода (TAP), через который Греция хочет транспортировать в Южную Европу азербайджанский газ. Этот проект напрямую конкурирует с проектом газопровода Nabucco West, который обходит Грецию стороной, и косвенно – с российско-итальянским «Южным потоком», который призван доставлять российский газ на юг Европы.
На прошлой неделе в Афинах было подписано трехстороннее соглашение между Грецией, Албанией и Италией о строительстве ТАР, причем на церемонии присутствовал второй заместитель госсекретаря США Эрик Рубин.
При этом позиция ЕС и Германии, которые являются крупнейшими донорами Греции, вроде бы не направлена против российских инвестиций в греческий энергетический сектор. Однако опасения перед «русской угрозой» у европейцев остаются.
Напомним, что под грузом многомиллиардных долгов Греция решилась на масштабную приватизацию. В частности, выставила на продажу газовый концерн DEPA и оператора газотранспортной сети DESFA. При этом объявление итогов конкурса неоднократно переносилось, а его условия менялись. В настоящее время помимо двух вышеупомянутых российских компаний на покупку греческих активов претендуют азербайджанская госкомпания Socar и два греческих консорциума. Греческое правительство заявляет, что намерено определиться с покупателем к апрелю текущего года. Пока что государственное агентство по приватизации решило «перезапустить» конкурс, позволив каждому из оставшихся пяти претендентов создавать консорциумы с девятью выбывшими ранее из конкурса компаниями.
По мнению экспертов «НГ», шансы российского «Газпрома» в этом дележе греческого рынка невелики. Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин считает, что история с покупкой греческой компании – попытка «Газпрома» перекрыть возможную конкуренцию на южноевропейском рынке. Но даже сами греки, по его мнению, в глобальном плане скорее не заинтересованы в продаже компании. «Конечно, предложенная сумма очень привлекательна для продавца и в коммерческом плане невыгодна для покупателя, – отмечает он. – Но главная задача «Газпрома» – предотвратить возможную конкуренцию, и здесь он за ценой не постоит. Из Восточного Средиземноморья в Европу может поступать от 10 млрд. до 30 млрд. куб. м газа за счет разработки месторождений в Израиле и на Кипре. При этом «Газпром» пытался включиться в израильские проекты». Однако пока такое влияние на конкуренцию не приносит результатов.
Сегодня история с битвой за покупку DEPA выглядит отчаянной попыткой сохранить свои позиции на рынке, отмечает Крутихин. «Но предсказывать исход борьбы пока невозможно – слишком большая цена предложена – порядка 2 миллиардов долларов», – сетует он.
В свою очередь, директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов отмечает, что Греция находится в чрезвычайно сложной ситуации. «И продажа крупной национальной газовой компании – не от хорошей жизни, а от желания получить как можно больше средств от приватизации для покрытия долгов, – говорит Правосудов. – Проблема усложняется тем, что грекам не дают получить максимальную выручку от продажи, настаивая на том, что страна попадет в некую зависимость. Причем ни США, ни Евросоюз сами давать денег грекам не хотят». В этой связи Правосудов не уверен, что у греков хватит сил противостоять двустороннему давлению.