Сергей Степашин указывает на опасность бесконтрольного роста внешнего долга России.
Фото РИА Новости
Россия стремительно наращивает внешний долг – как частный, так и государственный. В расчете на душу населения долг вырос за последние пять лет почти на треть и достиг 4,2 тыс. долл. А вчера Счетная палата (СП) зафиксировала новый рекорд – суммарный внешний долг превысил золотовалютные резервы страны более чем на 16%. Ничего подобного не было в последние годы. Наибольшую озабоченность аудиторов СП вызывает рост корпоративного долга. В связи с этим Счетная палата обещает начать проверку эффективности долговой политики 11 госкорпораций, которые слишком смело залезают в долги.
По данным Счетной палаты, госдолг в 2012 году вырос на 22% – до 6,5 трлн. руб., или 10,5% ВВП. Расходы на обслуживание госдолга в прошлом году составили 32 млрд. руб. «Это соответствует расходам на ЖКХ, культуру и кинематограф в сумме», – сказал председатель СП Сергей Степашин на вчерашнем заседании думского бюджетного комитета, представляя отчет о работе контрольного ведомства за 2012 год.
Как заявил вчера аудитор СП Николай Бесхмельницын, в наступившем году будет проведена проверка эффективности долговой политики в 11 компаниях с участием государства. Между тем глава высшего контрольного органа Сергей Степашин заявил, что наибольшую озабоченность вызывает рост корпоративного долга: совокупный внешний долг РФ на конец 2012 года составил 624 млрд. долл. и на 16,1% превысил объем золотовалютных резервов страны. Впрочем, как считают экономисты, даже столь значительные цифры не являются критичными.
Между тем критика компаний, набирающих долги, звучала и раньше, вот только никаких действий по изменению ситуации государство не предпринимало. «Формально ни Минфин, ни правительство не несет ответственности по долгам госкомпаний. Но это формально», – замечал еще в январе 2011 года замминистра финансов Алексей Саватюгин. По его словам, инвесторы и рейтинговые агентства понимают, что правительство РФ несет ответственность за долги госкомпаний. Это четко видно по уровням рейтинга, когда компании со значительной госдолей и госкорпорации получают оценку на уровне суверенного рейтинга. Фактически речь идет именно о квазигосударственных долгах, а заемщики из числа госкорпораций могут привлекать средства по более низким ставкам, так как риски невозврата кредиторами практически не закладываются.
Впрочем, и сегодня, как отмечают опрошенные «НГ» эксперты, речь о кризисной ситуации не идет. «На долю корпоративного сектора приходится около 90% объема совокупного внешнего долга РФ. Но доля госдолгов ежегодно сокращается еще с 2000 года, – отмечает гендиректор компании «2К Аудит – Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Тамара Касьянова. – Причины увеличения задолженности частных компаний просты: они вынуждены брать кредиты за рубежом, где они намного дешевле».
В свою очередь, начальник отдела управления инвестициями компании «Солид» Михаил Королюк считает, что опасения могут вызывать два момента. Во-первых, если накопленный объем кредитов станет очень большим и, например, превысит 80–100% от ВВП. Но до этого пока далеко, текущий объем равен 30% от ВВП. По любым международным меркам, это немного, считает он.
Второе – у ряда компаний наращивается валютный риск. Кредиты берутся в долларах и евро, а основной денежный поток может быть в рублях. В этом случае при резком ослаблении рубля у компании резко растет стоимость обслуживания долга. «Однако полагаем, что финансовые директора крупных российских компаний в курсе таких рисков и управляют ими через частичное хеджирование валютных рисков, – надеется он. – Таким образом, процесс наращивания корпоративного долга пока не вызывает никаких тревожных ощущений, это здоровая тенденция, указывающая скорее на сохранение или увеличение темпов роста в будущем».
Аудитор СП Николай Бесхмельницын обещает проверить 11 госкомпаний. Фото: ARF/PhotoXPress.ru |
О возможных валютных рисках предупреждает и аналитик агентства «Инвесткафе» Дарья Пичугина. «Пока большинство стран борется за снижение курса своей валюты, в России такого нет. В связи с этим возникают подозрения в неэффективности политики ЦБ, которая мешает деньгам идти в развитие, – сетует она. – К тому же это говорит о неэффективности политики сбережения средств в Резервном фонде: в то время как наши предприятия идут за капиталом за рубеж, необходимые средства лежат без дела. В целом для экономики это некритично, так как самое важное – чтобы средства на развитие все-таки были, причем не важно, откуда они привлекаются. Однако такая ситуация является индикатором негативных тенденций в плане денежной политики». По данным, которые приводит Пичугина, до кризиса уровень задолженности составлял 83,9 млрд. долл., таким образом за три-четыре года он вырос более чем в пять раз. Это, безусловно, тревожный сигнал, однако не критичный.
В то же время аналитику финансовой компании AForex Нареку Авакяну не совсем понятна озабоченность Счетной палаты. «Для масштабов российской экономики сумма в 624 миллиарда долларов ничтожная – менее 20% ВВП, – говорит он. – Для сравнения государственный внешний долг благополучной Германии составляет около 65% ВВП; в КНР, которая имеет золотовалютные резервы 3,5 триллиона долларов, этот же показатель равен 22%; а во Франции, которой недавно понизили кредитный рейтинг на одну ступень, и вовсе перевалил за 100% в 2012 году, и это не считая долги корпораций». Так что правительству, по его словам, нет никакого смысла тревожиться и уж тем более применять какие-то механизмы для ограничения и без того тяжелого доступа на рынки капиталов.
С этим мнением согласен и директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев. «Отношение суверенного долга к ВВП у России одно из самых низких в мире и даже вместе с корпоративным долгом эта цифра не очень велика», – говорит он. В то же время озабоченность, высказанная руководством СП, может привести к ужесточению контроля за банками, введению дополнительных требований к участникам рынка и так далее, опасается Тамара Касьянова.
Соотношение резервов и внешнего долга в млрд. долл. | ||||
Дата* | Международные резервы | Суммарный внешний долг | Долг банков | Долг небанковского сектора |
2007 | 303,7 | 313,2 | 101,2 | 163,4 |
2008 | 478,8 | 463,9 | 163,7 | 261,0 |
2009 | 426,3 | 480,5 | 166,3 | 282,0 |
2010 | 439,5 | 467,2 | 127,2 | 294,1 |
2011 | 479,4 | 488,9 | 144,2 | 298,2 |
2012 | 498,6 | 545,2 | 162,9 | 337,9 |
2013 | 537,6 | 624 | 208,4 | 356,1 |
* На 1 января Источник: Центральный банк РФ |