Январские продажи порадовали автодилеров.
Фото ИТАР-ТАСС
Автопром последние несколько лет выступал в роли локомотива отечественной экономики. Однако бурный рост в 2012 году сменился стагнацией. Несмотря на то что объемы реализации новых легковых машин выросли на 10%, по итогам второго полугодия была отмечена тенденция спада продаж. Но январь, кажется, опроверг эти консервативные оценки – по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи автомобилей выросли на 5% к аналогичному периоду прошлого года.
В конце прошлой недели Ассоциация европейского бизнеса опубликовала данные о продажах новых легковых автомобилей в России за январь 2013 года. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рынок вырос на 5% – до 162 тыс. проданных машин. Аналитики АЕБ подчеркивают, что с учетом замедления роста продаж машин вплоть до стагнации во втором полугодии 2012 года пятипроцентный рост рынка в январе – «очень хороший сигнал». Такого мнения придерживается, в частности, председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. «В целом по индустрии активность покупателей увеличивается в связи с текущими привлекательными условиями покупки и уменьшением времени ожидания широкого круга моделей», – говорит он. В пресс-релизе ассоциации не исключают, что это предвестник будущего весеннего сезона высоких продаж автомобилей, который только начинается. Поэтому более точно понять, в каком направлении движется рынок, можно будет по итогам февраля–марта.
Впрочем, и итоги января оказались полярными для разных автопроизводителей. По количеству проданных машин лидером рынка стал АвтоВАЗ (реализовано 30 тыс. автомобилей, рост на 3%). У Renault рост продаж более чем в 10 раз больше – на 35%, правда в абсолютных цифрах достижения выглядят куда скромнее – всего 14,7 тыс. автомобилей. На втором место Hyundai – рост на 11% (11,3 тыс. машин). Kia продала 11 тыс. машин (рост нулевой), Chevrolet зафиксировали падение продаж на 2% – до 9,5 тыс. автомобилей. Схожая картина и у других иностранных автопроизводителей, которые продали на 13–27% машин меньше, чем месяцем ранее.
Противоречивая ситуация, сложившаяся на российском автомобильном рынке на старте года, в целом подтверждает пессимистичные пророчества независимых экспертов. В частности, аналитик PriceWaterhouse-Coopers в РФ Стенли Рут две недели назад представил СМИ исследование, согласно которому отечественный авторынок вступил в период стабилизации. Прошлый год скорее всего был последним, когда продажи новых автомобилей росли более чем на 10%. В 2013 году рост ограничится 5% – до 2,9 млн. автомобилей, полагает Рут. В долгосрочном прогнозе он исходит из того, что реализации новых легковых автомобилей в России будет год от года снижаться – с 3% в 2013 году до 0% в 2025 году.
Ведущий эксперт компании «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов не верит, что в нынешнем году авторынок повторит успехи предыдущих лет. Нельзя исключить замедления темпов роста или даже стагнации, говорит он. Но падения не ожидается, поскольку спрос на автомобили в нашей стране не удовлетворен и рынок не насыщен. Что касается показателей января, то у Баранова есть объяснения – по итогам года многие россияне получили премии и бонусы и вложили эти деньги в покупку автомобилей, воспользовавшись скидками, которые традиционно предоставляют производители и дилеры на автомобили, оставшиеся на складах с прошлого года.
«Это – продажи стоков», – согласен с коллегой исполнительный директор Объединения автопромышленников России Игорь Коровкин. Правила же стоковых продаж известны – цена товара существенно снижается не из-за его плохого качества, а исключительно для ускоренной реализации. Эти программы традиционно запускаются на авторынке в начале года, что и обеспечивает некоторый рост в январе–феврале. Таким образом, ситуация к лучшему кардинально не изменилась. Ноябрь–декабрь прошлого года показали, что начался спад. Можно предположить, что по итогам текущего года рынок вырастет в лучшем случае на 5%. Впрочем, российскому рынку есть куда расти – в нашей стране на сегодня всего около 260 автомобилей на тысячу жителей (в Москве – 380), а в Европе – 580, в США – около 800 автомобилей на тысячу жителей.
Продажи новых легковых автомобилей | |||
Марка* | 2013 Январь | Январь 2012 | Изменение, % |
Lada | 30 037 | 29 034 | 3% |
Renault* | 14 741 | 10 909 | 35% |
Hyundai* | 11 306 | 10 208 | 11% |
KIA | 11 059 | 11 009 | 0% |
VW | 9968 | 9298 | 7% |
Chevrolet | 9542 | 9727 | –2% |
Nissan* | 8925 | 10780 | –17% |
Toyota* | 6860 | 7956 | –14% |
Ford* | 6364 | 6541 | –3% |
Daewoo | 5693 | 4807 | 18% |
Opel | 5211 | 4405 | 18% |
Skoda | 4623 | 4752 | –3% |
* Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей включают импортированные и локально произведенные машины. Источник: Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса |