Президент Владимир Путин инспектирует объекты Игр-2014.
Фото с официального сайта президента РФ
Среду и четверг президент Владимир Путин решил посвятить вопросам подготовки Сочи к зимним Олимпийским и Параолимпийским играм 2014 года. Личный контроль главы государства за олимпийскими стройками превратился в постоянно действующий фактор. И такой контроль, похоже, необходим при гигантской и постоянно увеличивающейся смете расходов. По сравнению с первоначальным вариантом объем олимпийских расходов вырос в пять раз и уже превышает 50 млрд. долл. Это беспрецедентно высокие затраты в новейшей истории на проведение Олимпийских игр. При этом пока нет уверенности, что субтропический Сочи превратится в популярный центр зимнего отдыха. А значит, ни государству, ни частным инвесторам не приходится рассчитывать на окупаемость вложений.
Сегодня – ровно год до старта зимней Олимпиады в Сочи. Для Владимира Путина это стало хорошим поводом проинспектировать готовые и строящиеся объекты. Вчера президент побывал на горнолыжном спортивно-туристическом комплексе «Горная карусель», который включает комплекс трамплинов «Русские горки» и медиадеревню, совмещенный комплекс для проведения соревнований по лыжным гонкам и биатлону, санно-бобслейную трассу «Санки» и горнолыжный центр «Роза Хутор». По итогам состоялась встреча президента с председателем Координационной комиссии МОК Жаном Клодом Килли и исполнительным директором Олимпийских игр МОК Жильбером Фелли.
В планах на сегодняшний день – осмотр введенных в эксплуатацию и сооружаемых олимпийских объектов в Имеретинской долине, в частности строящейся Олимпийской деревни, главного Медиацентра, крытого конькобежного центра «Адлер-Арена», арены для керлинга «Ледяной куб», большой и малой ледовых арен для хоккея с шайбой. Итоги двухдневной работы Путин собирается подвести на совещании, в повестку которого вынесены вопросы о созданной социальной, инженерной и транспортной инфраструктурах в Сочи, порядке проведения соревнований, организации приема участников и гостей Игр-2014.
Первое олимпийское золото будет разыграно только через год. Но сама сочинская Олимпиада уже установила абсолютный мировой рекорд – рекорд по объему затрат. К началу 2013 года на подготовку Олимпиады-2014 потрачено 1,136 трлн. руб., к открытию Игр общие затраты могут превысить 1,5 трлн. руб. (50 млрд. долл.). И это при том, что на старте строительства в 2006 году бюджет Олимпиады, включая все инфраструктурные проекты, составлял 316 млрд. руб. (около 10 млрд. долл.). Олимпийский проект для России – статусный, денег на него принципиально не жалели. Поэтому чиновники могут гордиться астрономическими суммами, которые списаны на Олимпиаду. Во всяком случае, в этом убежден правительственный куратор Игр-2014 вице-премьер Дмитрий Козак. По его словам, такого рода инвестиции не должны считаться расходами, разоряющими страну. Непосредственно на Олимпиаду в Сочи из бюджета выделяется 100 млрд. руб. и столько же из внебюджетных источников. Остальные 1,3 трлн. руб. тратятся на развитие региона – транспортные магистрали, очистные сооружения и другие объекты инфраструктуры. Речь идет о 800 объектов капитального строительства.
Призыв Козака к национальной гордости вовсе не доказывает эффективность всех олимпийских расходов. Ведь прошлые зимние Игры традиционно обходились государствам-устроителям существенно дешевле летних. До российского рекорда самой дорогой считалась летняя Олимпиада в Пекине 2008 года. Затраты КНР оцениваются на уровне 40 млрд. долл. А вот статистика расходов на подготовку городов к зимним Играм: бюджет японского Нагано (1998 год) – 2 млрд. долл., американского Солт-Лейк-Сити (2002 год) – 1,32 млрд. долл., Турина (2006 год) – 2,7 млрд. евро, Ванкувера (2010 год) – около 5 млрд. долл.
Экспертов смущает не только растущая как на дрожжах смета олимпийских строек, но и будущее использование многих спортивных объектов. Совсем не факт, что они будут востребованы после того, как погаснет олимпийский огонь. Население Большого Сочи составляет всего 340 тыс. человек. Причем город расположен не компактно, а вытянут почти на 140 километров вдоль моря. Следовательно, посещать расположенные в одном месте пять ледовых арен физически смогут далеко не все. Желающих же встать на коньки среди тех, кто живет в пределах транспортной доступности, может и не хватить, чтобы обеспечить самоокупаемость катков. Вывод – бремя расходов на содержание маловостребованных ледовых арен, по оценке главы Счетной палаты Сергея Степашина, – 62–64 млрд. руб. в год – ляжет на федеральный бюджет.
«Есть большие сомнения в том, что Сочи сможет превратиться в модный центр зимнего отдыха россиян и гостей нашей страны, любителей зимних видов спорта», – говорит директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Репутацию столицы Игр-2014 подпортили высокие цены в гостиницах, примитивный сервис, дорогие авиабилеты, грязноватое море, пляжи в черте города и прочие неудобства. А без существенного увеличения числа приезжающих на черноморский курорт, причем в течение всего года, а не только в летний сезон, невозможно оправдать миллиарды, вложенные в олимпийские объекты. «Нехорошие ассоциации возникают. Вспомните – затраты на афинскую Олимпиаду-2004 составили 15 миллиардов долларов. И многим объектам после Игр так и не нашлось применения. А спустя несколько лет Греция оказалась на грани банкротства», – напоминает Николаев. Надорвется ли российская экономика от бремени олимпийских расходов – покажет время.
Гендиректор одного из строящихся в Сочи отелей Владимир Масютин смотрит в будущее оптимистично, хотя и признает наличие серьезных проблем. На побережье отели заполнены на 90% лишь с мая по октябрь – то есть четыре-пять месяцев в году. В остальное время они пустуют. Зато в горах картина противоположная – свободных номеров зимой там нет. Серьезный барьер, по мнению Масютина, – высокие цены на билеты у российских авиаперевозчиков. При этом ни одна иностранная авиакомпания теперь не выполняет регулярных рейсов в Сочи.
Не желают многие сочинцы и постоянно работать в непрестижной сфере обслуживания – в частности, горничными и портье. Вчера получившие диплом выпускники видят себя лишь в роли начальников. А занимать позицию управленца в гостиничном бизнесе без опыта работы на низших должностях Масютин считает недопустимым. Поэтому он, в частности, предпочитает приглашать на работу москвичей или петербуржцев, которые готовы работать на уровне мировых стандартов.
Впрочем, ближайшие годы для сочинских отелей могут оказаться прибыльными: строится трасса для проведения гонок «Формула-1». Соглашение на проведение Гран-при России подписано с 2014 по 2020 год включительно с возможностью продления.
Однако главные надежды сочинцы возлагают на создание в Сочи игорной зоны – вместо Азовской. Имеретинская долина и Красная Поляна, считает наш собеседник, для этого подходят почти идеально. Если решение состоится, за олимпийские объекты можно быть спокойными. Сюда и инвесторы пойдут, и туристы потянутся.