Владимир Миклушевский (в центре) предпочитает ездить на машине японской сборки.
Фото с сайта www.primamedia.ru
Губернатор Приморья Владимир Миклушевский предложил президенту Владимиру Путину пересадить россиян на новые японские автомобили местной сборки. Он также утверждает, что специальная программа по утилизации старых праворульных «японок» побудит дальневосточников к выбору леворульных машин.
По мнению главы региона, где подержанные японские машины по-прежнему задают тренд, эти меры позволят россиянам избавиться от подержанных машин, которые не соответствуют современным стандартам. А также поддержать производство японских автомобилей, которые собирают во Владивостоке.
«Человек сдает праворульный автомобиль, получает утилизационную премию, – пояснил Миклушевский, – он мог бы купить автомобиль Toyota Prado, который начал производить автозавод «Соллерс». Краткосрочная программа поддержки сбыта, по его мнению, позволит расширить рынок автомобилей приморской сборки в Сибири и на Дальнем Востоке. Ранее Миклушевский в эфире местного телеканала признавался в любви к японскому автопрому, который оценил благодаря служебному автомобилю. По наследству от экс-губернатора Сергея Дарькина ему достался внедорожник Toyota Land Cruiser 200. Позже он сменил машину: выбрал автомобиль этой же марки, но более «свежий».
Сделать нынешнее заявление Миклушевского, очевидно, побудило запущенное в конце января с.г. на автозаводе «Соллерс – Дальний Восток» производство внедорожника Toyota Land Cruiser Prado. Этот автомобиль премиум-класса популярен в Приморье, особенно среди местной полит- и бизнес-элиты. Как заявляют представители компании, мощностей местного автосборочного производства хватит, чтобы снабжать японскими автомобилями отечественной сборки жителей всей России. «Пока планируется собирать 25 тысяч автомобилей в год. На первом этапе (2013–2015 годы) объем производства составит не менее тысячи машин в месяц», – сообщили в пресс-службе компании.
Завод «Соллерс – Дальний Восток» был открыт в столице Приморья в 2009 году. Его создание лоббировалось на правительственном уровне, дабы остановить поток подержанных иномарок из Японии. Это стало своеобразным маневром после повышения пошлин на иномарки, всколыхнувшим дальневосточников, зарабатывавших на ввозном бизнесе. В декабре 2008 года во Владивостоке одна за другой стали проходить акции протеста, гасить недовольство во время одной из них пришлось подмосковному отряду спецназа «Зубр».
Завод начал работу с производства автобусов Fiat Ducato, затем приступил к сборке четырех моделей машин корейской марки Ssang Yong. Осенью 2012 года заработал конвейер по сборке японского кроссовера Mazda CX-5. Но в самой компании не скрывают, что до сих пор лишь 10% автомобилей, сходящих с приморского конвейера, продается в регионе, остальные уходят в европейскую часть страны. А дальневосточники по-прежнему предпочитают японские машины. По данным Дальневосточного таможенного управления, несмотря на введение утилизационного сбора и регулярные слухи о запрете правого руля, ввоз подержанных «японок» растет: в прошлом году через таможни Дальнего Востока ввезли 258,5 тыс. автомобилей (в 2011 году – 191,3 тыс.). До пикового 2008 года, когда в регионе оформили более полумиллиона машин, далеко, но тенденция очевидна. «С 2010 года наблюдается ежегодный рост, в 2012 году относительно 2011 года увеличение составило 35%», – сообщил начальник Дальневосточного таможенного управления Сергей Пашко. По итогам 2012 года на долю автотранспорта пришлась четверть платежей, перечисленных таможенниками региона в федеральный бюджет.
Депутат Заксобрания Приморья единоросс Дмитрий Новиков считает предложение губернатора правильным. «Прежние попытки пересадить с правого руля на левый были порочны. Людей нужно побуждать к чему-то, а не карать. Сейчас мы видим переход от кнута к прянику». Активист движения ТИГР Александр Щеглюк (Товарищество инициативных граждан России, которое возникло на волне протестов 2008 года. – «НГ») оценивает предложение с точки зрения источника финансирования проекта. «Если губернатор намерен вкладывать деньги в программу из собственного кармана или, к примеру, Стабилизационного фонда, то я «за». Если за счет бюджета и сокращения соцпрограмм, как это бывает, то «против», – сказал собеседник «НГ». – В этом случае бедные вновь будут оплачивать расходы богатых». По его мнению, приморцы выбирают японские машины не из-за пристрастия к правому рулю, а из-за соотношения стоимости машины и качества. «Видимо, мощности и прибыли, на которые рассчитывал «Соллерс», далеки от ожидаемых, поэтому приходится придумывать ходы для исправления ситуации», – резюмирует Щеглюк.