Подобные объекты могут быть изъяты у собственника всего за несколько недель.
Фото ИТАР-ТАСС
Федеральные власти осваивают новые столичные территории в Новой Москве. Вчера чиновники под руководством премьера Медведева обсуждали размещение будущего Международного финансового центра (МФЦ) в районе Рублево-Архангельского. Одновременно Госдума готовит упрощенные правила изъятия земель у нынешних собственников на территории Новой Москвы. Такой законопроект уже принят в первом чтении. Так что изъятие земель очень скоро будет проходить по образцу олимпийского Сочи, а возможно, и в еще более жестких – по отношению к собственникам – вариантах.
Проект закона «Об особенностях регулирования земельных отношений на присоединенных к городу Москве территориях» был подготовлен московскими властями летом прошлого года. В Думу документ был внесен в прошлом ноябре, а 23 января он уже был принят в первом чтении.
Как пояснила вчера глава думского комитета по жилищной политике Галина Хованская, речь идет об упрощенном порядке изъятия земель по образцу олимпийского Сочи. Но если в Сочи изъятия были ограничены по времени (срок действия заканчивается в 2014 году), то по Новой Москве период изъятия может оказаться бесконечным. Но самое главное – новомосковский закон может серьезно нарушить права граждан, проживающих на новых территориях или имеющих там собственность в виде земельных участков, строений. «Сейчас в случае изъятия для госнужд вас должны предупредить об этом за год. Затем нынешним законом предусмотрено урегулирование споров о размере компенсации. По новому же проекту на предупреждение отводится один месяц, еще два месяца – на споры по размеру компенсации», - говорит депутат.
При этом по новому проекту даже наличие разногласий формально никак не препятствует изъятию. В результате вполне законной может оказаться следующая картина: вы приезжаете к себе домой после трехмесячного отсутствия, а участок уже не ваш и на нем нет даже следов ваших построек. «И все по закону, – восклицает Хованская, – поскольку на новых территориях земли отчуждаются не для государственных нужд, а для социальных – что разные вещи. Так что изъятие можно объявить необходимостью построить новый дом, детский сад, школу и так далее без объяснения, почему именно здесь, а не рядом».
«На присоединяемых территориях живут около 250 тысяч человек. Если механизм упрощенного изъятия коснется хотя бы 10% населения Новой Москвы, то рост социального напряжения станет неизбежным…» – предупреждает Хованская.
С этим мнением согласен и первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский: «Сокращение сроков изъятия до одного-двух месяцев – это уже слишком». «Ограниченных по сроку проектов – таких как Олимпиада в Сочи или саммит АТЭС – в Московском регионе не предвидится. Поэтому острой необходимости сильно ускорять процесс отчуждения нет», – считает эксперт. Реализация подобных инициатив снизит и инвестиционную привлекательность Московской агломерации.
В свою очередь, управляющий партнер компании «Миэль-Загородная недвижимость» Владимир Яхонтов говорит, что московские власти понять можно. «Чтобы развивать новые территории, необходимо проводить масштабные инфраструктурные проекты, как, например, реконструкцию Калужского шоссе, – продолжает он. – В этой ситуации изъятие земель для госнужд неизбежно. Власти хотят максимально упростить эту процедуру, чтобы проекты не затягивались на долгие годы. Другой вопрос – обоснованность и целесообразность принятия данного закона. Для изъятия участков должны иметься основания: генплан развития территорий Новой Москвы либо специальные указы, по которым, к примеру, будет производиться реконструкция шоссе».
Новые правила могут нарушить права граждан, считает аналитик. Изъятие земель будет носить скорее уведомительный характер, нежели происходить по договоренности с владельцем. Кроме того, у людей крайне ограничено время, чтобы обдумать вопрос, провести анализ рынка. Даже 3–5 месяцев – очень незначительный срок для этого.
«Процедура изъятия земель существовала и ранее, но она не вызывала громких скандалов, поскольку, во-первых, носила не массовый характер, а во-вторых, власти, как правило, договаривались с владельцами, предлагали конструктивные решения, тратили значительное количество времени и бюджетных средств для того, чтобы компенсировать изъятие в полном объеме, – напоминает Яхонтов. – Территория Москвы в старых границах в основном находится в руках государства. Сейчас же, когда проходила инвентаризация присоединенных земель, выяснилось, что практически вся свободная земля на присоединенных территориях – частная. Поэтому власти, на мой взгляд, ведут себя не вполне конструктивно. Конечно, нужно проводить шоссе, улучшать транспортную ситуацию. Но боюсь, конструктивный диалог между властями и владельцами земли так и не будет налажен. Вместо того чтобы субсидировать владельца на строительство необходимых объектов, достаточно дорогие участки будут изыматься в уведомительном порядке».
Впрочем, далеко не все эксперты видят почву для будущих протестов. «Определенная часть жителей встревожена: после присоединения Новой Москвы стало очевидно, что инфраструктурное развитие районов будет сопряжено с отчуждением земель. Некоторые землевладельцы, дожидавшиеся роста цен, теперь постараются сбыть участки побыстрее. Массовых протестов, вероятно, не будет, а тревожные настроения затронут только ближние зоны Москвы. Фактически закон ничего не меняет (земли изымались и ранее в связи со строительством и прокладкой дорог), а только уменьшает сроки изъятия участков», – считает руководитель аналитического центра корпорации «Инком» Дмитрий Таганов.