Большого роста продаж на авторынке в 2013 году ждать не следует.
Фото PhotoXPress.ru
Начиная с 2013 года российский авторынок не сможет демонстрировать рекордные темпы роста, которые измерялись в прошлые годы десятками процентов. Значит, автопром не сможет быть локомотивом роста экономики. А через 10–12 лет положительная динамика продаж автомобилей сойдет на нет. С такими прогнозами выступил вчера один из экспертов PriceWaterhouseCoopers (PwC) в РФ Стенли Рут. Среди основных сдерживающих факторов для отечественного автопрома экономисты называют высокую стоимость владения машиной в России.
Вчера Стенли Рут и аналитик PwC Сергей Литвиненко представили исследование авторынка России, которое включает как итоги прошлого года, так и прогнозы на текущий год и более отдаленную перспективу.
Результаты 2012 года превзошли самые смелые ожидания – объемы продаж легковых автомобилей в РФ составили 2,76 млн. штук (рост на 10%). По темпам роста это третий показатель в мире. Первый у Японии – продано 3,39 млн. машин (рост на 26%), вторые США – продано 14,5 млн. машин (рост на 13%). В абсолютных цифрах российский авторынок также котируется достаточно высоко. У нас вторая позиция после Германии (3,1 млн. проданных автомобилей) в Европе.
Однако прошлогодний рекорд скорее всего последний. Как считает Рут, после нескольких лет сильной волатильности продаж российский авторынок вступил в период стабилизации. На ситуацию оказывают влияние одновременно положительные и негативные факторы, которые уравновешивают друг друга. В числе плюсов – ожидающийся положительный рост российского ВВП и сильный рубль. В числе минусов – введение утилизационного сбора и высокая стоимость владения автомобилем в России. «Стабильность – лучшая основа для продолжения устойчивого роста», – убежден эксперт. В текущем году продажи легковых автомобилей вырастут до 2,9 млн. штук – на 5%. При этом рост спроса на собственно российские автомобили, как ожидается, будет нулевым. Их может быть продано столько же, сколько и в 2012 году – 580 тыс. штук. На 3% (с 965 тыс. до 990 тыс.) вырастут продажи новых импортных машин. Ситуацию спасут иномарки, собираемые в РФ. По оценке Рута, рост продаж в этом сегменте составит 9%.
В долгосрочном прогнозе аналитики PwC исходят из того, что рост объемов продаж на рынке легковых автомобилей в России будет год от года снижаться. С 3% в 2013 году до 0% в 2025 году. Нулевой прирост станет свершившимся фактом после достижения уровня автомобилизации в России 400 машин на 1 тыс. человек. Обязательным является создание эффективной системы утилизации отслуживших автомобилей и снижение стоимости владения автомобилем для россиян. По словам Литвиненко, поступления в бюджет от введения утилизационного сбора примерно в 20 раз превосходят реальные затраты. С импортеров новых легковых автомобилей за 20 лет соберут 20 млрд. долл., в то время как на собственно утилизацию автохлама будет потрачено менее 1 млрд. долл. Для наведения порядка эксперт предлагает принять закон, обязывающий автовладельцев в обязательном порядке утилизировать старую машину. Также власти должны озаботиться проблемой чрезмерно высокой стоимости владения автомобилем в России. Общие расходы (бензин, страхование, техобслуживание, налоги) на бюджетную иномарку, купленную в кредит, по словам Литвиненко, могут достигать 200 тыс. руб. в год. Это выше, чем в США, и соизмеримо с европейскими показателями с той разницей, что доходы населения в РФ заметно ниже, чем доходы населения ЕС. Сейчас фактор высокой стоимости владения автомобилем в России начинает оказывать негативное влияние, объективно сдерживая рост продаж новых машин.
С выводами аналитиков PwC в целом согласны участники рынка. Главный управляющий директор компании «Независимость» Оскар Ахмедов считает, что объемы продаж на российском автомобильном рынке в 2013 году будут находиться на уровне 2012 года. «В этом году мы ожидаем стабильный спрос на автомобили ведущих мировых брендов, сборка которых осуществляется в России, незначительный рост продаж продукции ОАО АвтоВАЗ, а также рост интереса потребителей к автомобилям с пробегом и активное развитие этого направления у дилеров. В то же время в премиум-сегменте продолжится рост даже более сильный, чем в среднем по рынку», – считает Ахмедов. Он предположил, что ряд производителей со слабым модельным рядом и невнятной рыночной стратегией может потерять позиции. В числе основных тенденций прошлого года Ахмедов назвал усиление конкуренции на рынке автомобильного ритейла в связи с развитием дилерских сетей импортерами и, как следствие, усиление маркетинговой составляющей в борьбе за покупателя. Отмечаются также рост продаж в регионах и некоторое повышение доли сервисных услуг в структуре выручки автоцентров.
Директор дилерского центра Hyundai Авилон Михаил Жмаков отметил, что начало прошлого года на рынке ознаменовалось покупательским бумом, который был вызван доступностью для покупателей тех моделей, которые были дефицитными в конце 2011 года. В апреле ситуация выровнялась и темпы роста продаж начали снижаться. В ноябре-декабре рост и вовсе прекратился, вследствие чего на дилерских складах скопилось большое количество непроданных автомобилей. «Особо остро это коснулось массового сегмента. Основной причиной замедления можно назвать нормализацию спроса после кризисного 2008 года. Влияют и новые кризисные ожидания у наших граждан, а также более высокие по сравнению с Европой ставки по кредитам. В наступившем году мы ожидаем плавный рост продаж в районе 6–7% относительно 2012 года. В первые три месяца нас ждет всплеск покупательской активности за счет различных маркетинговых акций. Далее спрос немного уменьшится, но положительная динамика останется», – говорит Жмаков. С учетом невысокого уровня автомобилизации населения России, а также значительного возраста автопарка можно ожидать рост спроса прежде всего в массовом сегменте, предполагает он. Жмаков напоминает, что почти половина из 36 млн. легковых машин в России эксплуатируется более 10 лет. И владельцы старых отечественных автомобилей будут пересаживаться на новые недорогие иномарки. Прогнозирует эксперт и увеличение продаж автомобилей премиальных марок. «Положительно скажется на динамике продаж автомобилей стабильная ситуация в российской экономике и мире», – надеется Жмаков.