Герман Греф указывает на низкую конкурентоспособность российской экономики.
Фото РИА Новости
Бесконфликтное членство России во Всемирной торговой организации (ВТО) продлилось всего несколько месяцев. Уже в январе 2013 года обнаружилось, что Россия оказалась в центре торговых конфликтов, которые можно урегулировать только по правилам ВТО. Формальная подготовка к столкновению уже началась, поскольку представители США и Евросоюза предъявили к РФ официальные претензии. В судебные инстанции иски пока не поданы, но за этим дело не станет, если РФ на переговорах не добьется компромисса. При этом экс-глава Минэкономразвития Герман Греф считает, что работать по правилам ВТО в настоящий момент не готовы не только рядовые исполнители, но и министры.
Россия готова рассматривать возможность создания утилизационных центров для зарубежных автопроизводителей, заявил вчера глава Минпромторга Денис Мантуров на Гайдаровском форуме. Его слова – реакция на недовольство представителей ЕС, включая еврокомиссара по торговле Кареля де Гюхта, тем, что Россия после вступления в ВТО с 1 сентября 2012 года ввела утилизационный сбор на ввозимые импортные автомобили. В результате размеры платежей при ввозе автомобилей сохранились на уровне импортных пошлин, которые действовали до вступления России в ВТО.
В Москве с претензиями не согласны. Директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков утверждает, что утилизационный сбор на автомобили нельзя считать дискриминирующим иностранный бизнес и противоречащим договоренностям по ВТО. Впрочем, чиновник не исключает возможности корректировки по итогам переговоров отдельных деталей схемы применения этого сбора. Вариантов два – уплата утилизационного сбора всеми без исключения производителями и поставщиками либо предоставление гарантий по утилизации выводимых из эксплуатации машин.
На Гайдаровском форуме Мантуров подчеркнул, что Россия не откажется от утилизационного сбора в принципе, поскольку должна заботиться «об окружающей среде и экологии». Более того, по его словам, введение утилизационного сбора для автомобилей – это только первый этап. В планах российских властей ввести утилизационный сбор и для прочих промышленных товаров, которые «должны быть по завершении своей эксплуатации и потере своего товарного вида утилизированы». По словам Мантурова, иностранных автопроизводителей смущает не сам по себе утилизационный сбор, а то, что российские производители имеют возможность делать это после того, как автомобиль будет отправлен на утилизацию. Россия, вводя утилизационный сбор, не придумала что-то новое. В качестве примера Мантуров привел Швейцарию, в которой утилизационный сбор составляет около 1,5 тыс. франков. «Утилизационный сбор в ВТО не запрещен, многие страны утилизационный сбор применяют успешно много лет. Вопрос заключается в том, как вы это делаете, какова процедура», – объясняет Медведков.
Если намерения главы Минпромторга ввести утилизационный сбор на другие виды промышленных товаров не разойдутся с делом, то Россия может быть втянута в бесконечную череду торговых войн. Сейчас число официальных жалоб на нашу страну по применяемым ограничительным торговым мерам по линии ВТО ограничено числом четыре. Кроме упомянутого утилизационного сбора на автомобили, партнеры по ВТО недовольны Единым таможенным тарифом (ЕТТ), в частности, соответствием адвалорных составляющих пошлин специфическим, а также запретом на ввоз мяса из США и живого скота из Евросоюза. Медведков так комментирует ситуацию: российской стороной сделаны заявления на соответствующих комитетах ВТО. «Это как бы первый этап официального высказывания претензии. Мы продолжаем обсуждать их в двустороннем формате», – сказал он.
Глава Минпромторга Денис Мантуров размышляет о новых утилизационных сборах. Фото с официального сайта правительства РФ |
Касаясь претензий к ЕТТ, Медведков пояснил, что речь идет о некоторых сельскохозяйственных, химических, промышленных товарах. «Примерно по трети позиций мы согласились с тем, что специфическая составляющая должна быть адаптирована, а по остальным мы объясняем нашим партнерам, что проблемы не существует. Я думаю, что изменения в ЕТТ будут весной, где-то в марте», – сказал он. Касаясь утилизационного сбора, чиновник сообщил, что обсуждение продолжается: «Мы объясняем, как этот утилизационный сбор устроен, выслушиваем точку зрения наших партнеров по поводу его правовой природы и соответствия ВТО». Ограничения на ввоз мяса из США введены из-за использования в производстве гормона роста рактопамина, который запрещен во многих странах. Запрет же на ввоз живого скота из ЕС, по словам Медведкова, связан с тем, что на территории ЕС существует вирус Шмалленберга, который еще недостаточно изучен.
Эксперты предупреждают, что Россия не готова побеждать в торговых войнах. «В смысле судебных баталий мы крайне слабы – нет ни юристов, ни опытных переговорщиков. Опыта тем более нет», – говорит ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Евгений Иванов. Впрочем, международные торговые войны, поводы для которых иногда высасываются буквально из пальца, не всегда развязывают для того, чтобы обязательно победить в суде. Судебные процедуры длительные, очень часто рассмотрение дел затягивается на годы, и все это время действуют так называемые временные товарные ограничения, защищающие внутренний рынок, отметил Иванов.
Глава Сбербанка Герман Греф, который в должности министра в свое время курировал переговоры по присоединению России к ВТО, также не строит иллюзий насчет готовности российских чиновников работать по правилам этой организации. Греф задался вопросом, сколько часов ныне действующие министры потратили на изучение правил ВТО объемом 47 тыс. страниц. «Не хочу загонять в тупик министров. Я знаю, что они не потратили ни одного часа на изучение правил и норм ВТО. Можем себе представить, что мы выпускаем нашу хоккейную сборную, не объяснив ей правила игры в хоккей. Говорим: побеждает тот, кто больше всех шайб забросит в ворота противника. Что происходит в этом случае? Первое, что хочется, – спрятать эту шайбу подальше и доползти до ворот противника, чтобы ее туда засунуть. Вот что мы сейчас делаем в ВТО», – резюмировал Греф.