Освоение морских месторождений требует уникальных технологий.
Фото с сайта ОАО «Газпром»
Проблема допуска частных компаний к разработке углеводородов в Арктике, судя по всему, получит разрешение не скоро. Премьер Дмитрий Медведев на вчерашнем выездном заседании правительства в Новом Уренгое ограничился заявлением о том, что «решения по освоению континентального шельфа России должны носить долгосрочный характер». Но конкретных решений так и не прозвучало. Стало быть, госкомпаниям, зарезервировавшим, по словам главы Минприроды Сергея Донского, около 80% шельфа, пока беспокоиться не о чем, а вот частникам придется подождать.
Правительственное совещание по проблемам освоения шельфа должно было пройти еще в середине декабря. Но из-за многочисленных разногласий оно было перенесено на середину января. Впрочем, ответа на принципиальный вопрос, стоит ли допускать частников, вчера так и не прозвучало. Как заявил вице-премьер Аркадий Дворкович, отвечающий в кабинете за вопросы ТЭКа, правительство пока готово лишь «дорабатывать вопрос о допуске частных компаний к разработке шельфа». «Вопрос о том, кто будет заниматься геологоразведочными работами на шельфе – частные компании или государственные, – мы окончательно доработаем и решим, – пояснил он. – Но принципиально таких компаний может быть и больше, вопрос в оплате их работы».
Доработки требует и вопрос возврата госкомпаниями не интересных им участков шельфа. «Что касается возврата отдельных участков, такой механизм есть и сейчас – компании самостоятельно принимают решения. Министерство предлагает другой механизм, обязывающий госкомпании возвращать в течение какого-либо срока, зафиксированного либо в лицензии, либо законодательно. Здесь есть над чем поработать. Здесь есть разночтения и разногласия. Но сам механизм должен существовать», – сказал Дворкович. Вице-премьер РФ отметил, что, если возврат произведен, есть развилка – держать в нераспределенном фонде или выставлять, например, на аукцион, либо иные способы торгов. «И по итогам аукционов – формирование консорциумов частных и государственных компаний», – добавил он. При этом Дворкович добавил, что частные компании должны быть именно российскими национальными.
Впрочем, сам принципиальный спор об условиях допуска компаний к шельфу вчера так и не разрешился. По крайней мере руководство «Газпрома» вчера однозначно высказалось против доступа частных компаний к газовым проектам на шельфе. «Газпром» против доступа частных компаний к газовым проектам на шельфе, заявил вчера журналистам глава концерна Алексей Миллер. Он пояснил, что «Газпром» возражает против системы, когда госкомпания обязана отказаться от не интересных ей площадей для последующего проведения аукциона или конкурса. «Что касается расширения субъектного состава для газовых месторождений, то «Газпром» возражает», – сказал он. Миллер также заявил, что «Газпром» не собирается сдавать малоинтересные площади на шельфе.
Дискуссия о допуске частных компаний к шельфу идет очень напряженная. Глава Минприроды, в частности, указывает, что госкомпании получают слишком уж большой кусок арктического пирога, платить за который они не обязаны по статусу. «В случае удовлетворения всех заявок госкомпаний залицензированными на российском шельфе окажутся до 80% площадей на нефть и газ, – отметил министр природных ресурсов Сергей Донской. – Это будет означать, что минимум 10 лет все эти площади, половина из которых размером со среднюю европейскую страну, будут зарезервированы за госкомпаниями».
Согласно действующему законодательству, разрабатывать шельф могут госкомпании с пятилетним опытом работы на шельфе. Таким образом, доступ к таким месторождениям имеют только «Роснефть» и «Газпром».
Против этого правила выступили эксперты Минприроды – по их мнению, объемы предлагаемых госкомпаниями геологоразведочных работ занижены. Приглашение иностранных партнеров к реализации морских проектов приводит к появлению разных, иногда противоположных интересов, а выгоды государства не всегда очевидны. Минприроды предлагало расширить количество компаний, имеющих право заниматься не только геологоразведкой, но и добычей на шельфе.
Напомним, что вопросами ТЭКа в России занимаются сразу две комиссии: правительственная под руководством Аркадия Дворковича и созданная 15 июня 2012 года президентская – по стратегическому развитию ТЭКа и экологической безопасности. Возглавил ее президент самостоятельно, а ответственным секретарем стал президент «Роснефти» Игорь Сечин. Судя по всему, влияние на принятие решений у второй структуры гораздо больше.
В апреле прошлого года президент Путин заявил, что к разработке шельфа нужно допустить и частные компании – как российские, так и иностранные. После чего борьба за Арктический шельф между частными и государственными нефтегазовыми компаниями резко обострилась, о чем неоднократно писала и «НГ». В частности, глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, гендиректор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов, исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан и президент «Башнефти» Александр Корсик направили обращение к президенту РФ о допуске их на шельф.
По мнению руководителя аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Александра Пасечника, нынешнее заседание не станет окончательным. «Стороны придут к неким промежуточным итогам, – отметил он. – Консолидированная позиция «Роснефти» и «Газпрома» по этому вопросу вполне логична. Позволить заходить на шельф всем без разбора – не совсем правильно…».
«Для властей позиция «Роснефти» и «Газпрома» в этой ситуации явно интереснее. Сегодня нет особой необходимости быстро осваивать данные регионы, а потому нет особой нужды и стимулировать приход туда частников», – считает руководитель отдела инвестиционного анализа компании «Универ» Дмитрий Александров.