Первый вице-премьер Игорь Шувалов может стать ключевым участником российской делегации в Давосе.
Фото Reuters
На следующей неделе в швейцарском Давосе стартует Всемирный экономический форум, где Россия впервые предстанет в качестве страны, находящейся на перепутье. Если на прошлых встречах в Давосе российские чиновники убеждали мир в блестящих перспективах страны, то теперь экономическая ситуация в России будет преподнесена, судя по всему, как неопределенная. В условиях глобальных вызовов экономика РФ оказалась на перепутье между разными сценариями развития. Именно эти сценарии и планируется обсудить в Давосе, куда собирается премьер Дмитрий Медведев, а не президент Владимир Путин, на что надеялись некоторые иностранные политики.
Ключевой дискуссией для российской делегации на Давосском форуме станет сессия «Сценарии для России», намеченная на следующую среду. Анонс гласит: «Несмотря на десятилетие высокого роста, экономическая модель РФ находится сейчас в точке поворота. Каковы перспективы экономического развития России на фоне глобальных вызовов?» Правда, по программе, обсуждать сценарии участники форума будут не дольше часа. Хотя, возможно, дискуссия и затянется. Как ранее сообщали СМИ со ссылкой на президента Всемирного экономического форума Клауса Шваба, российская делегация на этот раз должна стать рекордной по численности, ведь в этом году Россия возглавит саммит «большой двадцатки». Глобальной роли «большой двадцатки» на Давосе тоже отводится целая сессия.
Некоторые участники предстоящего форума надеялись, что российскую делегацию возглавит президент Владимир Путин. По крайней мере премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили в конце декабря говорил о возможной встрече в Давосе с Путиным. «Я тоже собираюсь в Давос, и сказали, что и Путин приедет», – процитировал Бидзину Иванишвили портал «Грузия online».
Однако вчера пресс-секретарь президента Дмитрий Песков уверил «НГ», что Путин в Давос не собирается, зато туда отправляется премьер Дмитрий Медведев. И если предположить, что сначала власти действительно планировали сделать российскую делегацию по-настоящему ударной, а потом все же снизили ее статусность, заменив президента на премьера, то получается, что Давос рискует в который раз оказаться лишь площадкой для самопрезентации российских чиновников, местом для дежурных выступлений о преимуществах низкого внешнего госдолга РФ и о грамотной антикризисной политике правительства.
Руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин замечает, что отсутствие первых лиц РФ в Давосе – это уже традиция. «Владимир Путин последнее время не часто ездит на подобные мероприятия. Возможно, потому, что убедился в их определенной бессмысленности», – говорит Делягин. По его мнению, ключевым участником делегации скорее всего станет первый вице-премьер Игорь Шувалов. Интересным и плодотворным вариантом могло бы стать выступление главы Минэкономразвития Андрея Белоусова, «если начальство надумает его туда отправить». Делягин также не исключает, что в Давосе попытается сверкнуть своими знаниями экс-министр финансов Алексей Кудрин: «Он может презентовать себя в качестве преемника Медведева, а затем и Путина, в качестве альтернативы Дмитрию Рогозину – потенциально возможному в будущем премьеру. И в этом отношении Кудрин в Давосе мог бы сорвать аплодисменты». Получить подтверждение планов поездки экс-министра в Давос в комитете Алексея Кудрина «НГ» вчера не удалось.
«Обсуждение же сценариев развития России будет проходить в очень плоском контексте, – предполагает Делягин. – Демократия или авторитаризм, либеральная экономическая политика или нелиберальная. Такая схема будет укладываться в построения Мау–Кузьминова–Юргенса».
Руководитель отдела бизнес-оценки компании «ФинЭкспертиза» Александр Дорофеев привел несколько вариантов наиболее важных для обсуждения в Давосе тем: «Во-первых, это участие России в экономических союзах. Очевиден тренд на экономическую интеграцию России и некоторых стран СНГ в виде создания Таможенного союза, тем более что интеграционный процесс может распространяться и за пределы СНГ. Второй важный экономический вопрос – это степень открытости российской экономики, то есть будет ли Россия выполнять все требования, необходимые для страны–участницы ВТО. Для России также остается хронической проблемой улучшение делового климата: будут ли снижаться административные барьеры, заработают ли правовые механизмы защиты прав предпринимателей и гарантии сохранения собственности».
Через неделю на Всемирном экономическом форуме в Швейцарии обсудят новые сценарии для России. Фото Reuters |
«В экономике России за последнее время произошли существенные позитивные сдвиги. Введено бюджетное правило, привязывающее госрасходы к ценам на нефть. Центробанк вводит плавающий валютный курс, который позволит лучше регулировать ситуацию с ликвидностью. Россия вступила в ВТО», – перечисляет начальник управления инвестиционных операций Ланта-Банка Олег Поддымников. Однако позитивные сдвиги в экономической политике РФ мировая общественность часто игнорирует, считает он.
Эксперты не отрицают: Давос – это прежде всего площадка для самопрезентации стран, что само по себе не так уж и плохо. «Несмотря на отсутствие видимой пользы от этого форума, он имеет большое значение, так как здесь формируются сигналы для свободно «гуляющего» по миру капитала. Пока большая часть инвестиций в Россию приходит на короткий срок, и задача представителей России привлекать долгосрочных торговых партнеров и инвесторов», – говорит Александр Дорофеев.
О репутационных плюсах Давоса высказался также директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев: «Форум важен в первую очередь для российского фондового рынка. Сейчас он оценен в пять-шесть годовых прибылей, при этом все наши основные конкуренты оценены больше, чем в десять прибылей. Считается, что это вызвано политическими рисками. Если удастся убедить, что риски не очень высоки и отток капитала сменится притоком, российский рынок акций вырастет. Причем, учитывая низкую ликвидность большинства наших акций, рост может быть очень значительным». Однако особых изменений в российской макроэкономике эксперт не ожидает. «Российская макроэкономическая линия будет, как и раньше, сочетать постепенную либерализацию экономики и ресурсный национализм. В прошлом году Россия вступила в ВТО, провела приватизацию Сбербанка. Но одновременно государство увеличило присутствие в нефтяном секторе», – напоминает Разуваев.
Заметим, что формально сценарии развития России уже известны и изложены в документах Минэкономразвития. Сошлемся, например, на «Долгосрочный прогноз социально-экономического развития России до 2030 года». В нем говорится об инновационном сценарии развития, который «характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста и укреплением позиций России в мировой экономике», а также о консервативном – энергосырьевом – сценарии.