Министр финансов Антон Силуанов неравнодушен к кипрской экономике.
Фото РИА Новости
Министр финансов Антон Силуанов пообещал смягчить и без того льготные условия финансовой помощи Кипру. Наблюдатели уверены: власти негласно продолжают спасать кипрские офшоры российских чиновников и олигархов – вопреки призывам президента заняться деофшоризацией экономики. Забота Москвы о кипрских финансах контрастирует с жестким настроем Евросоюза, который не намерен реструктуризировать долги Кипра: Европа не хочет спасать «офшорный рай» российских богачей.
«Мы будем взаимодействовать с европейскими странами на предмет действий, необходимых для того, чтобы вывести Кипр на более плавный график погашения долгов, который для него возможен», – заявил в минувшую пятницу Антон Силуанов.
Речь идет о кредите объемом 2,5 млрд. евро, который Москва предоставила Кипру в конце 2011 года. Финансовая помощь была предоставлена на максимально льготных условиях: сумму, которая превышает 10% ВВП страны, Кипр получил от России под 4,5% годовых на срок 4,5 года. Европейские кредиторы, к которым Кипр обращался тогда за помощью, не захотели кредитовать проблемную экономику на столь льготных условиях, ведь кредитный рейтинг острова находился почти на «мусорном» уровне.
Россия же рисков тогда не испугалась. На сайте Минфина были обнародованы мотивы предоставления этого кредита, правда, они оказались довольно противоречивыми. По одной версии, кредит необходим для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, по другой – кредит пойдет на стабилизацию финансовой системы Кипра. По версии же наблюдателей, кредит Кипру – это не что иное, как спасение «второй родины» крупного российского бизнеса, поддержка кипрских офшоров, принадлежащих российским олигархам и чиновникам (см. «НГ» от 26.12.11).
Схема при этом получалась более чем странной: кредитуя ненадежный Кипр по льготной ставке, Россия часто занимала для собственных нужд на внешнем рынке гораздо дороже. Так, в марте 2012 года РФ заняла на внешнем рынке 7 млрд. долл., разместив евробонды тремя траншами: пятилетние на 2 млрд. долл. с купоном 3,25% годовых, десятилетние – на 2 млрд. с купоном 4,5% годовых и тридцатилетние – на 3 млрд. с купоном 5,625% годовых.
В прошлом году Москва, казалось бы, охладила благотворительный пыл по отношению к Кипру. Островная республика снова обратилась к России за помощью, речь шла о кредите объемом уже 5 млрд. евро. В ответ на это власти РФ заявили, что если Россия и будет помогать, то сообща с другими странами, а не в роли основного кредитора.
Однако в 2013 году Москва решила возобновить помощь Кипру – только теперь не за счет новых кредитов, а за счет рассрочки выплаты старых. Евросоюз же опыт российской благотворительности повторять не готов. В конце минувшей недели, по сообщению Reuters, ведущий комиссар ЕС по финансам Олли Рен заявил, что еврозона не рассматривает возможности реструктуризации долга Кипра.
После банкротства Греции кипрская экономика начала испытывать серьезные проблемы, убытки Кипра от реструктуризации долга Греции составили около 20% ВВП. По экспертным оценкам, в некоторых кипрских банках около 30–40% всех выданных кредитов приходились на долю займов, предоставленных жителям Греции. Поэтому летом 2012 года островная республика обратилась к ЕС за помощью в размере 17 млрд. евро. Однако финансисты ЕС – и прежде всего Германии – отказались заниматься благотворительностью. Ведь вслед за одной просьбой о помощи последуют новые. Более того, как следует из объяснений Олли Рена, Европа не горит желанием за счет своих налогоплательщиков спасать «офшорный рай» российских олигархов.
В ночь на пятницу международное рейтинговое агентство Moody’s снизило долгосрочный кредитный рейтинг Кипра сразу на три ступени – с В3 до Caa3 с негативным прогнозом. В Moody’s сообщили о 50-процентной вероятности дефолта Кипра.
Директор департамента стратегического анализа компании «ФБК» Игорь Николаев не видит ничего странного в щедрости российских властей: «Россия является благотворителем не столько для Кипра, сколько для российских капиталов, для того бизнеса, который работает через компании, зарегистрированные на Кипре. Если посмотреть структуру внешней торговли, посмотреть на список стран, которые инвестируют в экономику РФ, то мы увидим, что Кипр занимает там самые высокие позиции все последние годы».
По мнению Николаева, заявления российского Минфина лишний раз подтверждают, насколько силен лоббизм владельцев этих офшоров: «Никто не заинтересован, чтобы экономика Кипра обанкротилась, ведь, естественно, это негативно отразится на тех, кто работает, скажем так, через кипрскую юрисдикцию». В итоге «свои» спасают «своих». «Однако на официальном уровне этих мотивов помощи Кипру по политическим соображением никто не признает», – добавляет эксперт. Особенно сейчас, когда президент Владимир Путин и перед Федеральным собранием, и перед журналистами так много говорил о необходимости деофшоризации российской экономики.