Рост цен на продукты питания в 2012 году снова начал ускоряться.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Начиная со своих предвыборных статей Владимир Путин всем дал понять, что Россию ждут нелегкие времена, к которым ей надо приготовиться: «Мы живем в период кардинальных перемен в экономической жизни всего мира». Летом, будучи уже президентом, Путин подтвердил, что надеяться надо, конечно, на лучшее, но готовиться к худшему – к кризисным потрясениям. Министры восприняли это пожелание буквально и устроили настоящие соревнования в пессимизме, рисуя самые катастрофические сценарии. По итогам года российский ВВП показал замедление, но пока не обвал.
В августе, выступая на встрече с региональными омбудсменами, президент Владимир Путин призвал надеяться на лучшее, но готовиться к худшему. В мире, заметил он, сложилась сложная экономическая ситуация – рецессия в еврозоне, трудности в США и Китае. Министерства, похоже, буквально восприняли призыв президента и начали соревноваться друг с другом в том, чей сценарий для российской экономики окажется пессимистичнее.
Сначала Минэкономразвития (МЭР) обнародовало несколько прогнозов разной степени пессимистичности. Наиболее мрачный сценарий предполагал падение нефтяных цен до 60 долл. за баррель к 2013 году. ВВП РФ в таких условиях должен был обвалиться. Например, в 2013 году МЭР ожидало падение ВВП РФ почти на 3%. В ведомстве предупреждали также о значительном спаде промышленного производства, стремительном сокращении инвестиций в основной капитал на фоне галопирующей инфляции.
Министерство финансов с ведомством Андрея Белоусова категорически не согласилось. В министерстве Антона Силуанова считали, что положение России уже в ближайшее время станет куда хуже, чем описано в самом страшном прогнозе МЭР. Подключился к этой гонке и Минпромторг, специалисты которого тоже ожидали, что ВВП обвалится более резко, чем прогнозировали их коллеги из других ведомств. Чиновники, соревнуясь в пессимизме, словно хотели подстелить себе соломку на будущее и обезопасить себя от обвинений, что они проспали кризис.
Но пока что говорить о наступлении кризиса, видимо, рано. Зато есть все основания говорить о стагнации, то есть о затухании всех экономических процессов. По итогам 2012 года, по оценке МЭР, ВВП РФ вырос на 3,5 против 4,3% в 2011-м и 2010-м. Инфляция в 2012 году ускорилась с прошлогодних 6,1 до 6,5%. Строительство в ноябре 2012-го выросло лишь на 0,3% год к году, инвестиции в основной капитал – на 1,2%, грузооборот – на 0,4%, промпроизводство – на 1,9%. То есть в новый год российская экономика вползла, мягко говоря, не в лучшем самочувствии.
Однако, что удивительно, под конец года президент, несмотря на тревожные статданные, несколько сменил риторику. Выступая в середине декабря перед журналистами, Путин, конечно, признал, что мировая экономика еще подкинет России свои сюрпризы, но при этом он дал понять, что российская экономика – это предмет гордости для россиян и предмет зависти для всего остального мира: «У нас макроэкономика находится в абсолютно здоровом состоянии, таких показателей у нас тоже давно не было».