Вице-премьер Ольга Голодец сообщила о фиаско накопительной пенсионной системы.
Фото ИТАР-ТАСС
В уходящем году самой обсуждаемой социально-экономической реформой стала пенсионная. Она расколола поствыборное правительство и экспертное сообщество, вынудила премьера Дмитрия Медведева оправдываться в идеологических несовпадениях его подчиненных и выявила, что российские власти не спешат брать на себя ответственность за принятие окончательных решений.
Так как Владимир Путин запретил повышать пенсионный возраст, в правительстве решили найти альтернативный способ балансировки пенсионной системы с учетом будущих демографических вызовов. Почти весь год чиновники и экономисты – авторы обновленной «Стратегии-2020» озвучивали самые разные предложения того, как можно сократить выплаты государства на пенсию гражданам. Но каждое такое предложение тонуло в многочисленных доводах «за» и «против».
Ситуация, казалось, сдвинулась с мертвой точки после выборов президента. Новое ведомство – Минтруд – занялось, по указу президента, подготовкой очередной пенсионной реформы. Просачивающиеся в прессу черновые варианты наводили на мысль, что реформа от Минтруда будет драконовской. В частности, ведомство ратовало за увеличение стажа, необходимого для получения так называемой полной пенсии, с нынешних 5 лет до 45 лет для мужчин и 40 – для женщин. И это было равноценно завуалированному повышению пенсионного возраста.
Но такая жесткая мера выпала из информационной повестки дня, когда в правительстве развернулись долгие и непримиримые споры вокруг судьбы обязательной накопительной части пенсии. Минтруд предложил постепенно перевести накопительный компонент в добровольный режим.
Осенью вице-премьер Ольга Голодец сообщила о фиаско накопительной пенсионной системы: накопления граждан сгорели в инфляционном огне. Некоторые участники рынка забеспокоились, что принцип добровольности приведет к полной ликвидации накопительной системы, потому что ни один нормальный человек не вступит в нее при ее убыточности. Конечно, первым делом против этого шага выступили негосударственные пенсионные фонды. Они сослались на то, что накопления – важный для экономики инвестиционный ресурс. Противником Минтруда оказался также Минфин. Премьер не спешил найти выход из пенсионного тупика, он лишь оправдывался в прессе, что в правительстве вполне могут работать идеологические оппоненты.
В ноябре президент Владимир Путин поддержал идею сделать обязательную накопительную часть добровольной – по крайней мере в рамках 4% взносов из 6%. Однако тут же призвал отложить реализацию этой меры на 1 января 2014 года, чтобы не менять уже сверстанный бюджет 2013 года. И в принципе такой перенос дает властям возможность в будущем «откатить» назад принятое решение и пересмотреть его. Ведь Минфин так и не согласился с отменой накопительного компонента, наоборот, он ратует за его сохранение и предлагает также вынудить граждан выходить на пенсию позже.