В романтических отношениях материальные факторы становятся все более значимыми.
Фото Олега Ласточкина (НГ-фото)
Экономические реформы и имущественное расслоение породили в постсоветских странах новый тип массового поведения, которое называют «коммерциализация интимности», или «секс в обмен на подарки». Вчера социологи из Высшей школы экономики заявили, что около 30% опрошенных жителей Москвы, Минска и Киева имели опыт «свиданий за вознаграждения». Причем за последние годы «секс в обмен на подарки» становится все более распространенным. Ученые отмечают, что этот тип поведения хорошо изучен в других рыночных экономиках и он принципиально отличается от банальной проституции.
Вчера в Высшей школе экономики (ВШЭ) было представлено исследование «Коммерциализация интимности и свидание за вознаграждение в Москве, Минске и Киеве», в котором исследовалась готовность граждан ступать во временные отношения под воздействием материальных стимулов.
«Чуть меньше 30% респондентов заявили, что получали подарки в качестве вознаграждения за интимные отношения с ними. И около 35% сами что-то дарили в качестве вознаграждения за интимные отношения с ними», – рассказывает один из авторов исследования – доцент факультета социологии ВШЭ Кристофер Скотт. «Согласно нашим результатам, в Москве дарят подарки за интимные отношения чаще, чем в Киеве и Минске, при этом в Минске – меньше всего», – рассказывает другой автор исследования Ирина Воробьева.
Свидания за вознаграждения – это известный тип интимных отношений, условием которого является обмен физической близости на материальное вознаграждение: драгоценности, мобильную технику, турпоездки, предметы одежды и первой необходимости, ужины в ресторане или даже подарки в денежной форме. «Впервые похожее явление было описано в Японии, где школьницы вступают в сексуальные отношения с мужчинами более старшего возраста за подарки или денежное вознаграждение. В России свидетельства существования свиданий за вознаграждения были обнаружены на российских интернет-сайтах знакомств, где некоторые женщины, отмечая качества, которые они хотели бы видеть в своем избраннике, упоминают нечто вроде – кто-нибудь, кто купил бы мне айфон», – рассказывают авторы исследования. Всего в опросе участвовало около 700 человек от 18 до 55 лет, имевших опыт интимных отношений, включавших секс, независимо от того, насколько продолжительными они были. Около 80% респондентов на момент опроса состояли в каких-либо близких отношениях, при этом более половины – состояли в браке. «Одной из самых значимых характеристик людей, вовлеченных в свидания за вознаграждения, является их частное посещение сайтов знакомств», – отмечают социологи.
Больше 60% респондентов ответили, что для них допустим секс без любви, 25% – «скорее не допустим», 12% – «не допустим», остальные затруднились ответить. Примечательны и ответы на вопрос: «Готовы ли вступить в брак без любви с тем человеком, который формально отвечает всем вашим требованиям?» Утвердительно ответили на него только 5% респондентов. Еще 30% ответили – «скорее да, чем нет». Остальные же совершенно к этому не готовы. «Скорее нет, чем да» – ответили 36% респондентов, и «точно нет» – заявили еще 24%. Остальные затруднились с ответом.
Авторы исследования признают, что свидания за подарки существовали и в советские годы. Но массовыми они стали после распада СССР и быстрых экономических трансформаций. Женщины оказались в менее выгодном положении на российском рынке труда, одновременно с этим материальные трудности 90-х и демонстративное потребление стимулировали финансовый прагматизм, который во многом заменил романтические отношения. «У жителей столичных городов мало времени для завязывания прочных и постоянных отношений, да и отношение к семье в обществе стало гораздо проще. Понимание свободы перешло в сферу личной жизни. «Никто никому ничего не должен», – эта фраза стала символом рыночных отношений в РФ. Институт семьи во многом разрушен восприятием жизни с позиции спроса и предложения. Очень жаль, что произошла такая трансформация ценностей», – рассуждает эксперт агентства «Инвесткафе» Анна Кокорева. По ее словам, оценка исследователей числа участвовавших в свиданиях за подарки в 30% представляется весьма условной. В то же время она признает, что практика таких свиданий стала популярной, однако популярность явно переоценена исследователями.