На прошлой неделе случилось малозаметное, но важное событие в банковской жизни. Экс-председатель совета директоров банка «Холдинг-Кредит» Владислав Черников обратился с открытым письмом к вкладчикам. Письмо сразу же было опубликовано на профильных сайтах bankir.ru и banki.ru, и не случайно: банк «Холдинг-Кредит» с момента отзыва лицензии в мае 2012 года и последующего банкротства постоянно находится в поле зрения СМИ.
Агентство по страхованию вкладов (АСВ) упоминает банк чуть ли не в каждом пресс-релизе, а вкладчики банка пишут письма президенту. Почему открытое письмо оказалось важным? Потому что это первый случай в новейшей банковской истории, когда бывший собственник решает проблемы своего банка в публичном пространстве, а не за закрытыми дверьми. Редкий случай, когда руководство банка продолжает интересоваться и заниматься проблемами вкладчиков через полгода после того, как банк закрылся. И уж точно это первый случай, когда банкир, потеряв свой успешный бизнес, не растаскивает активы или путешествует по миру, а выступает с инициативами по улучшению банковского законодательства. Бывший собственник «Холдинг-Кредита» кандидат юридических наук Владислав ЧЕРНИКОВ рассказал корреспонденту «НГ» Сергею КИСЕЛЕВУ об особенностях российского рынка банковских услуг.
– Владислав Станиславович, вы к «Холдинг-Кредиту» и его активам давно не имеете отношения, все находится в ведении государства, а точнее, конкурсных управляющих, АСВ. Зачем вам вступать в публичный диалог с теми, кто еще не вернул свои деньги? Так никто из банкиров не поступает…
– «Холдинг-Кредит» был моим детищем, ему было 18 лет, более 10 лет банк проработал без единого предписания или штрафа. Когда у нас отозвали лицензию, я был в шоке – это было самое невероятное, что я мог предположить. Но это не помешало мне лично заниматься с вкладчиками банка, поскольку считал это своим долгом. Поэтому я выходил к ним, общался с ними, объяснял, что происходит, чтобы снять первое сильное социальное напряжение после отзыва лицензии. Я всегда понимал, что на мне лежит персональная ответственность за то, как банк реализует свои обязательства, особенно после банкротства. Большинство вкладчиков банка получили свои деньги обратно по системе страхования вкладов, но осталось небольшое количество клиентов банка, чьи деньги до сих пор не возвращены. Как это ни странно, я один из тех, кто заинтересован в том, чтобы банк полностью рассчитался с вкладчиками, тем более что кредитный портфель это позволяет. Свою такую позицию я считаю не странной, а должной.
– На многочисленных форумах и сообществах вкладчиков разных проблемных банков бытует мнение, что деньги пропали. Это недоверие властям или системная проблема, которая возникает в случае банкротства?
– Цель моего открытого письма была призвать вкладчиков к терпению и продуктивному диалогу. Я реагировал и на то, что мошенники предлагают якобы от имени АСВ вернуть деньги вкладчикам. Отчасти это результат того, что вокруг банка существует постоянное информационное поле – «Холдинг-Кредит» постоянно попадает в новости, хотя там идут обычные формальные процедуры. Просто процесс взыскания кредитов, которые банк выдавал, – небыстрый и не такой простой, как может показаться на первый взгляд кредиторам. Мы также работали с конкурсными управляющими по восстановлению кредитного портфеля. Сейчас ведется планомерная работа по взысканию кредитов. Вкладчики обращаются к президенту, тратят энергию на «войну» с АСВ, хотя было бы куда продуктивнее обратить внимание на то, что при ликвидации банка пропали несколько миллионов долларов из отделений «Электрозаводское» и «Балашиха», и это произошло еще до назначения конкурсного управляющего – в деле банка есть объяснения руководителей отделений. Сейчас модно клеймить государство и обвинять чиновников во всех бедах, но банковская сфера – это не политика, здесь сотрудничество полезнее противостояния.
– Вы выступили с инициативой доработать некоторые положения закона о банках, с учетом вашего негативного опыта в «Холдинг-Кредите». Это совсем не стандартное поведение для собственника банка, который проходит процедуру банкротства. Что заставило вас поднять эту тему?
– Моя проблема в том, что я не смог спасти банк от отзыва лицензии, проблема же государства в том, что у него, как выяснилось, нет механизмов поддержки кредитных организаций, когда они оказываются в сложном положении, как это было с «Холдинг-Кредитом». Банк я уже вернуть не смогу, но я считаю, что наш опыт необходимо использовать для совершенствования законодательства и повышения качества регулирования банковских отношений. Например, в законе написано, что лицензия может быть отозвана при неоднократном вынесении предупреждений. Так было и с нашим банком – мы получили три предписания в течение 10 дней, а каждое из них требовало нескольких недель на исполнение. Поэтому с точки зрения закона все правильно, но реально не исполнимо. При этом государство заинтересовано в том, чтобы налогоплательщики были эффективны и работали. Поэтому я и предлагаю уточнить закон о банках – надо ввести период для выполнения предписания до того, как отзовут лицензию. Отзыв лицензии – это крайняя мера, направленная на пресечение недобросовестной и незаконной деятельности. Также хочу отметить, что проблемы нашего банка начались из-за решений, принятых менеджерами, а в законе никак не определяется ответственность должностных лиц, кроме председателя правления, наряду с юридическими лицами. «Холдинг-Кредит» закрылся, а эти менеджеры продолжают работать в банковской сфере, что создает риски для возникновения проблемных ситуаций в других банках. Я в нескольких юридических журналах опубликовал ряд предложений, направленных на то, чтобы сделать банковское законодательство более эффективным. Я надеюсь, что мой опыт поможет моим коллегам и мои идеи окажутся полезными для развития банковского сектора.