Власти уже не первый год пытаются ослабить нефтяную зависимость России.
Фото Reuters
Экономическая часть вчерашнего Послания президента Владимира Путина Федеральному собранию должна была воодушевить простых граждан, предпринимателей и наемных работников. Однако с трибуны прозвучали уже известные много лет тезисы о конкурентоспособности, производительности, сырьевой зависимости, коррупции, продовольственной безопасности и т.д. В результате выступление главы государства получилось не столько воодушевляющим, сколько разочаровывающим. Ведь кардинально новые ответы на современные вызовы в Послании найти очень сложно.
В начале своего Послания Владимир Путин предупредил, что «ближайшие годы будут решающими и, может быть, даже переломными, и не только для нас, а практически для всего мира, который вступает в эпоху кардинальных перемен, а может быть, даже и потрясений». Такое предупреждение, казалось бы, задало тон всему Посланию – можно было ожидать, что сейчас президент озвучит, какие же кардинальные перемены ждут российскую экономику, опишет, как будет скорректирован экономический курс страны с учетом предстоящих потрясений. Можно было предположить, что Путин обрисует контуры пенсионной реформы, реформы здравоохранения и т.п.
Но эти ожидания не оправдались. Как и несколько лет назад, перед страной стоит все та же задача преодоления сырьевой зависимости. «Нас не может устраивать сегодняшняя ситуация, когда российский бюджет, социальная сфера фактически находятся в заложниках финансовых и сырьевых рынков других стран, – сказал Путин. – Однобокая сырьевая экономика, мы об этом неоднократно говорили, не просто уязвима для внешних шоков. Главное, она не обеспечивает развитие и востребованность человеческого потенциала <…> Резервы сырьевой модели исчерпаны, тогда как интересы развития России требуют ежегодного роста не менее 5–6% ВВП в ближайшее десятилетие». Однако эти слова звучат почти как издевка, если учесть, что власти уже столько лет не торопятся снять российскую экономику с нефтяной иглы.
Еще одна озвученная президентом аксиома: «Стержнем экономической политики должна стать конкурентоспособность всех ключевых факторов ведения бизнеса в России». Речь идет в том числе о конкурентоспособности юрисдикции: «Притчей во языцех стал офшорный характер российской экономики. Эксперты называют такое явление бегством от юрисдикции. По некоторым оценкам, девять из десяти существенных сделок, заключенных крупными российскими компаниями, включая, кстати, компании с госучастием, не регулируются отечественными законами. Нам нужна целая система мер по деофшоризации нашей экономики». Президент и сам заметил, что повторяется: «Всем очевидны и главные проблемы, ничего нового здесь тоже не скажу, – это низкая эффективность государственной власти и коррупция».
Среди других до сих пор актуальных проблем – эффективность миграционного контроля, необходимость сдерживать наплыв нелегальных неквалифицированных мигрантов и стимулировать приток высокопрофессиональных кадров из-за рубежа, а также возвращение на родину эмигрировавших ранее россиян. Одним из способов отфильтровать нелегальных мигрантов президент назвал запрет на въезд в Россию граждан из стран СНГ по внутренним паспортам.
По итогам 2012 года Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ) вместе составят около 9% ВВП. На фоне глобальных вызовов президент нашел неординарное применение этим деньгам. Он предложил уже с 2013 года после создания соответствующей управляющей структуры часть средств ФНБ – для начала это может быть сумма до 100 млрд. руб. – вкладывать в российские ценные бумаги, которые будут связаны с реализацией инфраструктурных проектов.
Снова прозвучала тема налога на недвижимость. «Для укрепления собственной налоговой базы регионов надо предоставить им право перейти к налогообложению недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости, причем начиная уже с 2014 года. Но это должен быть самостоятельный выбор регионов и при этом должна быть завершена вся работа по оценке объектов недвижимости и выверке данных об их владельцах», – заявил Путин. Другими словами, налог на недвижимость будет актуальной темой и для последующих Посланий Федеральному собранию. Ведь без кадастра, которого до сих пор в стране нет и не предвидится, не получится ввести налог на недвижимость. Удивляет и сам факт «спуска» этого вопроса, который возможно решить только в федеральном масштабе, на региональный уровень.
По сравнению с планами на будущее список уже достигнутых результатов оказался куда короче. «За первые 12 лет нового века сделано немало. Огромный по важности этап восстановления и укрепления страны пройден», – напомнил президент. Среди достижений последних месяцев – начавшаяся работа по реализации предвыборных статей президента и его поствыборных майских указов. Так, Путин указал на повышение зарплат учителям и подготовку нормативной базы. При этом он дал понять, что именно майские указы будут лежать в основе всей его политики.
Большим достижением Путин также считает улучшение демографической ситуации в стране: «После запуска демографических программ население России стабилизировалось, а начиная с 2010 года начало расти». Сошлемся, между тем, на статистику Росстата, которая пока не демонстрирует бурного прироста населения: в 2001 году в стране насчитывалось 146,3 млн. человек, в 2008-м – 142,8 млн., в 2010-м и в 2011-м – 142,9 млн., в 2012-м – 143 млн. человек.
Опрошенные «НГ» эксперты в целом согласились с тезисом, что Владимир Путин озвучил по большей части уже известные всем проблемы и задачи, а те немногие новые ориентиры, о которых он обмолвился, кажутся пока что довольно размытыми. Однако само отношение к самоцитированию руководства страны у экспертов сложилось разное.
«О многих проблемах, к примеру про уход от сырьевой экономики, говорится уже много лет, но на практике ничего не меняется. Хотя появляются и новые темы, – комментирует первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. – Так, в последние годы стала актуальной тема развития Сибири и Дальнего Востока. Но опять же их развитие предполагается в сырьевом ключе. Развитие там энергетики и транспорта как раз и говорит о том, что будут строиться новые маршруты поставок нефти и газа восточноазиатским соседям. Новая тема, возникшая около года назад, это создание миллионов рабочих мест для квалифицированных работников. Но кто и как их будет создавать? Налоги на бизнес высоки, снижать их не планируется, коррупция высока, а инновации у нас происходят только на словах. Инфраструктурные монополии до сих пор сохраняют свое особое привилегированное положение, что очень плохо в плане развития экономического потенциала». По сравнению с майскими тезисами практически ничего нового не появилось, кардинальные перемены в мире по-прежнему воспринимаются несколько в отрыве от России, добавляет эксперт.
В то же время часть экспертов считают, что ничего плохого в самоповторах Путина нет. «Стратегические задачи и не должны меняться каждый год. Иначе это было бы просто демагогией и кампанейщиной. Наоборот, преемственность в этом отношении свидетельствует о серьезности намерений», – считает аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин. Он также сообщил, что за повтором важных тем все же следуют и позитивные изменения. Например, президент говорил среди прочего о продовольственной безопасности страны, и по этому направлению, по словам эксперта, наблюдается прогресс: «В ряде регионов в животноводство за последние годы пришли серьезные инвестиции, отрасль показывает устойчивый рост».
Начальник отдела компании «Солид» Михаил Королюк тоже перечисляет достижения: «Это борьба с режимом высокой инфляции – за последние семь лет инфляционную температуру «сбили» на 4%. Это преодоление зависимости от цен на сырье – здесь важным шагом стало введение бюджетного правила. Это обеспечение легкости ведения бизнеса – поставлена задача резко улучшить данный показатель. Еще один пример крупной решенной проблемы – доминировавшие в начале 2000-х серые зарплаты. Это было повсеместное явление, сейчас оно если и встречается, то лишь в некоторых закутках». Также некоторые эксперты привели в качестве примера позитивных изменений последние громкие антикоррупционные разбирательства в отношении крупных чиновников.
Прокомментировали эксперты и ситуацию с налогом на недвижимость. Перенос введения этого налога на 2014 год и его спуск на региональный уровень, возможно, связаны с тем, что законодатель просто не имеет возможности в сжатые сроки определить реалии введения такого новшества. «Прежде чем вводить данный налог, необходимо рассчитать его размер таким образом, чтобы у налогоплательщиков была реальная возможность его уплаты, а не абстрактно начислять платежи, по оплате которых будет расти задолженность», – поясняет начальник юридического отдела «Зуйков и партнеры» Ольга Юрьева. Зарплата в регионах разная, и если ввести общую налоговую ставку без учета размеров среднего дохода на гражданина, то в ряде случаев может сложиться сложная социальная ситуация, добавляет эксперт.