Глава Минэкономразвития Андрей Белоусов увидел корни нынешних транспортных проблем России.
Фото РИА Новости
С необычно резкой критикой дорожной политики последнего десятилетия выступил вчера глава Минэкономразвития Андрей Белоусов. Целенаправленное сокращение госрасходов на строительство дорог, ставка на дорожные фонды и повышение топливных акцизов привели к тяжелым экономическим последствиям. И дело не только в потерях от коллапса трассы «Россия», которая далеко не всегда соединяет две столицы. Важнее то, что деградация транспортной инфраструктуры подрывает шансы на экономический рост. А заодно делает бессмысленными попытки властей улучшить инвестиционный климат. Такой тревожный диагноз транспортной политики резко контрастирует с попытками объяснить заторы на дорогах лишь отсутствием зимней резины у грузовиков.
Глава Минэкономразвития Андрей Белоусов напомнил, что в Советском Союзе ежегодно вводилось 10–12 тыс. км дорог общего пользования. В середине 90-х годов ввод дорог сократился до 6–7 тыс. км. А сейчас всего около 2 тыс. км – и «мы никак не можем переломить эту ситуацию». «Придумали новый механизм – дорожные фонды. Вроде бы механизм очень хороший, но получилось только хуже», – сказал Белоусов.
Во-первых, по его словам, источниками финансирования дорожных фондов стали акцизы от продажи бензина, но одновременно были введены стимулирующие меры по уменьшению акцизов при повышении качества бензина. «В результате при улучшении качества бензина у нас финансовый источник дорожных фондов будет сокращаться», – цитирует министра Интерфакс.
«Вроде бы эту проблему решили, но остается вторая проблема – одновременно с созданием дорожных фондов мы ввели требование – и оно абсолютно нормальное – нормативного ремонта. То есть на 100% норматив содержания дорог должен быть покрыт источниками финансирования», – сказал министр и подчеркнул, что ремонт дорог, как правило, не обеспечивает повышения их пропускной способности. «В результате у нас финансирование содержания и ремонта дорог возросло, источники возросли в гораздо меньшей степени, а финансирование строительства новых дорог фактически сузилось», – описал происходящее министр.
По словам Белоусова, пропускная способность автодорог в России падает. «У нас есть реальные отказы от инвестиционных проектов по пищевой промышленности из-за того, что нельзя довезти продукты питания в срок до места потребления», – сказал министр. Решить эту проблему, считает он, нельзя без привлечения нефтегазовых денег из бюджета, средств Резервного фонда. «Это единственная форма обеспечения строительства дорог», – убежден Белоусов. Другие источники финансирования, заметил он, очень ограниченны в связи с низкой окупаемостью таких проектов, поэтому проблема состояния автодорог в России стала сегодня самой острой. «Сегодняшнее состояние автомобильных дорог со стопроцентной вероятностью будет обесценивать усилия по улучшению инвестиционного климата», – подчеркивает Белоусов.
По мнению Белоусова, именно с автомобильными дорогами связана основная часть проблем инвесторов. «Основная часть грузов, связанных с развитием инвестиционных проектов, идет по автомобильным дорогам… Железные дороги перевозят, по большому счету, порядка 10 основных продуктов», – сказал он. Вместе с тем, по мнению ректора Российской экономической школы Сергея Гуриева, эти вопросы тесно связаны.
Загруженность автомобильных дорог может быть слишком велика из-за недостаточного объема перевозок по железным дорогам.
Заметим, что целенаправленная политика по сокращению расходов на дорожное строительство началась в первый президентский срок Владимира Путина. Тогда же началась и чехарда с дорожными фондами и источниками их финансирования. И уже во время недавнего премьерства Владимира Путина появилась схема финансирования дорожных работ за счет постоянного повышения акцизов на бензин. И все эти решения сегодня критикует глава Минэкономразвития.
Серьезность созданной государством проблемы подтверждается сообщениями информагентств о ситуации на трассе М10 «Россия», которая иногда связывает Москву и Петербург. Сообщения эти напоминают сводки с театра боевых действий. В конце прошлой недели 200 км (то есть почти треть) главной дороги страны стояло в глухой пробке из-за обильного снегопада. К понедельнику ситуация вроде бы начала улучшаться. Однако вчера опять пошел снег и пришли сообщения о новых заторах в Тверской области. Движение затруднено в районе Торжка, где пробка растянулась на несколько десятков километров, и около Вышнего Волочка – здесь машины едут, но очень медленно. «Из-за обильного снегопада в ближайшие часы ситуация будет только усугубляться. Велика вероятность возникновения многокилометровых заторов», – цитирует Интерфакс доклады регионального управления ГИБДД.
Транспортный коллапс на главной дороге страны продемонстрировал недееспособность государства. Фото со страницы «Пробка на М-10» в социальной сети ВКонтакте |
В понедельник проблемами М10 занимался Дмитрий Медведев. На совещании с вице-премьерами он заслушал доклад Дмитрия Рогозина о том, что же происходило на злополучной магистрали. А происходило следующее – дорожники физически не справлялись с уборкой снега. Что неудивительно, ведь выполнить задачу они пытались весьма ограниченными силами. «Хотел бы отметить одну вещь: еще до начала снегопада на 45-километровом участке трассы М10 (с 227-го по 272 км) было задействовано всего шесть машин КДМ (комбинированных дорожных машин. – «НГ»), один грейдер и один фронтальный погрузчик. Если посмотреть наличие техники у соответствующих организаций, у них в три раза больше этой техники. Тем не менее только треть вышла на дороги», – возмущался Рогозин головотяпством местных дорожных начальников.
Но если разобраться, работники на местах – люди подневольные. Может, в иных ситуациях и безынициативные, зато исполнительные. А установка сверху такая – когда возможно, включать режим экономии. Деньги нужны для покрытия дефицита бюджета дорожной отрасли, которая последние десятилетия финансировалась по остаточному принципу. Сегодня только 38,6% из 48 тыс. км федеральных трасс в большей или меньшей степени отвечают нормативным требованиям. Старые долги государства перед дорожниками составляют триллионы рублей, и расплачиваться по ним никто не собирается. В планах правительства к 2014 году довести финансирование текущих потребностей отрасли до 100%, что позволит ежегодно приводить в порядок 9,3 тыс. км федеральных дорог. Долги же прошлых лет по ремонту Росавтодор взялся гасить самостоятельно. За счет внутренних резервов. В частности, средства будут браться из статьи «Содержание дорог». То есть путем экономии на уборке трасс от снега, мусора, кошения травы на обочинах и т.п. Вот и вывело какое-то ДРСУ всего шесть уборочных машин вместо 18. И удостоилось критики на совещании у самого премьера Медведева.
Вертикаль власти в России раз за разом демонстрирует неспособность принимать взвешенные, экономически и политически оправданные решения для системного преодоления проблем. И эта особенность российского руководства касается всех сторон жизни. Просто стихийные бедствия – наводнения, пожары, снегопады, землетрясения – наглядно обнажают беспомощность и некомпетентность чиновников. Как с дорогой М10. Рогозин предложил, а премьер положительно воспринял его идею обязать водителей ставить зимнюю резину в холодный сезон.
Дальнобойщики в шоке – почему с профессионалами не посоветовались? В одной из компаний, занимающейся грузоперевозками, «НГ» заявили, что не согласны с тем, что вопросы, напрямую касающиеся их бизнеса, пытаются решать «на детсадовском уровне, на телеэкране или в Twitter».
Вот мнение по этому поводу гендиректора холдинга «Совтрансавто» Владимира Тяна – предложение менять на грузовиках резину с летней на зимнюю можно назвать конфузом. «На магистральных грузовиках резину никто не меняет, существующая предназначена для всесезонных условий эксплуатации по современным дорогам. Проблемы, возникшие на федеральных трассах в последние дни в таких масштабах, имеют в основном организационные причины. То есть являются результатом плохой работы соответствующих служб. Это касается готовности как к уборке снега, так и к ликвидации последствий заторов», – подчеркнул эксперт. Неожиданные же заявления высокопоставленных лиц относительно причин транспортного коллапса и мер, которые необходимо принять, чтобы ЧП не повторилось, по словам Тяна, только укрепляют его в мысли насчет истинных причин проблемы.
Представитель Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП) комментировать инициативу Рогозина согласился на условиях анонимности. По его информации, делу дан ход – уже есть поручение Медведева проработать вопрос. Сроки установлены жесткие. Наш собеседник считает, что проблему берутся решать не с того конца. «Согласно международным правилам, автопоезд, на котором установлена всесезонная резина, допускается к эксплуатации в любое время года. Зимняя резина или даже цепи на колесах, когда на автомагистрали снежные заносы высотой полметра и больше, в принципе штука бесполезная. Надо дорогу содержать в рабочем состоянии», – подчеркнул он. В АСМАП подсчитали, во сколько может обойтись реализация предложения Рогозина – около 200 тыс. руб. на автопоезд. Затраты лягут на грузоотправителей, которые вынуждены будут повысить цены на товары и услуги для всех потребителей. Но кто думает о таких мелочах, когда чиновники пытаются бороться со стихией.