Министру финансов Антону Силуанову придется учесть в бюджете все пожелания главы государства.
Фото PhotoXPress.ru
Сенсационные предложения президента об отмене транспортного налога и освобождении граждан от оплаты капитального ремонта жилья пока не имеют каких-либо реальных последствий. В конце минувшей недели Владимир Путин сделал несколько заявлений, которые теоретически могут привести к существенному изменению налогового и жилищного законодательства. Однако возможен и другой сценарий. Слова Путина об отмене транспортного налога и платы за капремонт могут быть забыты точно так же, как его идеи о налогах на роскошь и несправедливую приватизацию 90-х.
На встрече с президентом в прошлую пятницу руководители фракций озвучили ряд экономических претензий и пожеланий. Так, лидер КПРФ Геннадий Зюганов высказал обеспокоенность тем, что власти хотят «капитальный ремонт переложить на плечи граждан». «Граждане не в состоянии это сделать, 70% граждан имеют средний доход 15, 17, 20 тысяч рублей», – обратил внимание Зюганов. Видимо, лидер КПРФ имел в виду рассматриваемые сейчас в Госдуме нововведения в жилищное законодательство, согласно которым оплачивать будущий ремонт домов придется в первую очередь гражданам и региональным бюджетам, а федеральный бюджет свое участие в финансировании капремонта сократит. Путин на это ответил: «Полностью с вами согласен, это абсолютно недопустимая вещь, не по-честному было бы. Когда-то раздали это жилье в ненадлежащем состоянии, а теперь говорят: ремонтируйте его. Это невозможно, люди не в состоянии этого сделать. Поэтому это проблема колоссальная, большая, нужно думать, как к ней подходить и решать».
Другую претензию обнародовал лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Он напомнил, что его фракция призывала отменить действующий транспортный налог, заложив эти платежи в стоимость бензина. Смысл был таким: кто ездит – тот и платит, а сам факт наличия машины вовсе не повод взимать налог. Но на практике получилось иначе. Люди столкнулись с двойным налогообложением: транспортный налог сохранился, но при этом повысили и акцизы на бензин. «Мы создаем стрессовые ситуации для автолюбителей», – заявил Жириновский. И Путин снова согласился с критикой: «Я в целом с вами согласен. Это очень важный и очень чувствительный вопрос, и в целом нужно стремиться к тому, чтобы все перекладывать в акциз и потихонечку от транспортного налога уходить. Мы пока к этому не готовы. Собственно говоря, из этого исходили, из того, что мы так сделаем, но по просьбе и по настоянию губернаторов регионов оставили, потому что этот налог идет к ним в бюджет. Они побоялись, что мы обесточим их доходы. А сборы с акциза в разных регионах по-разному складываются и поступают. Непонятно, как их распределять потом. Это надо все отработать. Но в целом Вы абсолютно правы. Надо в этом направлении двигаться. Это более справедливо: в зависимости от того, сколько человек ездит, он столько и покупает дизельного топлива, бензина и так далее – столько и платит».
Удивительно, но ясные предложения Путина по конкретным проблемам пока не привели к каким-либо реальным изменениям. При этом Путин, похоже, сузил рамки проблемы капремонта лишь до старых обязательств государства по так называемому недоремонту. По крайней мере именно так поняли заявление Путина в комитете Госдумы по жилищной политике и ЖКХ. Глава этого комитета Галина Хованская предостерегла от попытки распространять слова Путина целиком на всю ситуацию с капремонтом. Хованская отметила, что с Путиным, конечно, сложно не согласиться: государство должно выполнить уже взятые на себя обязательства. Но ведь нет никаких гарантий, что слова будут подкреплены делом. Действия последуют лишь в том случае, «если власти будут честно себя вести», добавила депутат.
При этом Хованская обратила внимание на интересный нюанс. В законопроекте о капремонте, который сейчас рассматривается в Госдуме, уже заложены неоднозначные формулировки. Из документа следует, что участие граждан в софинансировании капремонта будет обязательным, а участие региональных властей предусмотрено, если только такая возможность будет записана в региональном бюджете. «А если нет? – спрашивает Хованская. – Если в бюджете субъекта Федерации не найдется денег на финансирование капремонта, кто же тогда выполнит государственные обязательства?» Комитет по жилищной политике пытается добиться, чтобы федеральный бюджет все же не сбрасывал с себя обязанность финансирования капремонта и направлял средства в регионы – хотя бы дотационные.
Кроме повышенных акцизов россиянам приходится платить еще и транспортный налог. Фото PhotoXPress.ru |
Между тем в Фонде ЖКХ вчера напомнили «НГ», что Путин уже не первый раз обращается к проблеме капремонта и что его пожелания не перекладывать на граждан финансирование учтены во вносимых в законодательство нововведениях. «Это выражается в выстраивании партнерских отношений между государством и гражданами в вопросах финансирования капитального ремонта; в выполнении государством ранее взятых на себя обязательств по финансированию капитального ремонта многоквартирных домов; в предоставлении права гражданам самостоятельно осуществлять выбор механизма накопления финансовых средств, предназначенных для капитального ремонта», – сообщили в Фонде ЖКХ.
Получается, что замена слов «финансировать» на «софинансировать» – свидетельство снижения нагрузки на граждан. Хотя, заметим, ранее в Фонде ЖКХ признавали, что нововведения в законодательство предполагают как раз увеличение финансовой нагрузки на региональные бюджеты и на собственников. Участие регионов в финансировании капремонта увеличится с 30 до 35–70%, возрастет также финансовая нагрузка на население, потому что, как следовало из материалов Фонда ЖКХ, «собственникам жилых помещений необходимо будет обеспечить не менее 15% софинансирования объема региональных фондов капремонта» (см. «НГ» от 23.11.12). Сейчас, напоминают эксперты, доля участия граждан в финансировании капремонта составляет около 5%.
Та же неопределенность складывается и с транспортным налогом. В проекте бюджета на 2013–2015 годы уже заложены доходы от этого налога. И вряд ли ведомство Антона Силуанова начнет сейчас переверстывать бюджет. Значит, логично предположить, что отмену налога отсрочат.
Тем более уже есть прецедент: ранее Путин предложил перенести ликвидацию обязательной накопительной части пенсии с 2013 года на 2014-й, потому что проект бюджета уже сверстан. «Конечно, изменить что-либо с 1 января 2013 года уже нереально и не имеет смысла, но с 2014 года могут быть запущены изменения в налоговой системе страны. При рассмотрении проекта бюджета на 2014 год и плановый период 2015–2016 годов возможны изменения в заложенных механизмах перераспределения доходов между уровнями бюджетов», – говорит финансовый директор холдинга «Совтрансавто» Сергей Залогин.
«Если включить транспортный налог в акцизы, то регионы лишатся средств, так как акцизы идут в федеральный бюджет. Необходимо выработать такой механизм, который позволил бы регионам получать средства на содержание дорожной инфраструктуры», – замечает эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Ирина Воробьева. А это потребует дополнительного времени и спровоцирует новые долгие дискуссии.
В итоге некоторые наблюдатели делают вывод, что озвученные президентом предложения могут так и остаться добрыми пожеланиями. «Скорее всего заявление президента – это пожелание на перспективу, а не указание в срочном порядке перекраивать бюджет. Пока не последовало конкретных указаний правительству, слова Путина можно расценивать как некий пробный камень, желание узнать общественное мнение на этот счет», – полагает гендиректор City Express Алексей Кичатов.
Добавим: не исключено, что эти пожелания со временем канут в Лету точно так же, как прошлые популистские предложения Путина ввести в стране налог на роскошь и несправедливую приватизацию 90-х.
Кроме того, заявления относительно столь социально острых тем – транспортный налог и капремонт – также можно расценивать и как попытку президента заняться улучшением своего рейтинга популярности. Бросается в глаза, как контрастируют последние пожелания президента с недавними предложениями премьера Дмитрия Медведева ввести в стране, например, полумиллионные штрафы за нарушение Правил дорожного движения в нетрезвом виде.