Зарплаты директоров, как правило, в десятки раз превышают средние школьные показатели.
Фото ИТАР-ТАСС
В субботу правительство запустило реформу оплаты труда бюджетников, которую еще в начале года пообещал президент Владимир Путин. Главными целями реформы объявлены ограничение зарплат директоров учреждений и доплата «за эффективность» остальным работникам социальной сферы. Однако никакой ясности с критериями эффективности пока нет. И это усиливает экономическую неопределенность для всех врачей, учителей и воспитателей. Ранее такую же неопределенность Минтруд создал с расчетом будущих пенсий для работающих граждан.
Реформа оплаты труда бюджетников коснется более чем 14,4 млн. человек – столько в России работает в учреждениях социальной сферы. Из них 5,2 млн. человек работают в сфере образования, почти 4 млн. – в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг.
Напомним, в своих предвыборных статьях и поствыборных указах Владимир Путин пообещал врачам, учителям и преподавателям достойную оплату труда. В течение 2013–2018 годов зарплата профессоров и преподавателей вузов, врачей и ученых должна вырасти до 200% от средней по экономике региона. Также достойную оплату труда необходимо обеспечить преподавателям колледжей и профессиональных лицеев, мастерам производственного обучения, среднему медицинскому персоналу, работникам культуры.
Столь амбициозный план потребует щедрого финансирования. По оценке Путина, речь идет о 1,5% ВВП в год. Между тем значительные ресурсы можно изыскать внутри самих отраслей, уточнил Путин. Нужно заняться реорганизацией неэффективных программ и учреждений. «Такая реорганизация должна дать не меньше трети от необходимых средств. В конечном счете зарплата должна платиться не за факт принадлежности к определенному учреждению, а за реальный вклад в науку, образование, здравоохранение, культуру», – резюмировал он. В дальнейшем одним из инструментов повышения эффективности труда бюджетников был назван «эффективный контракт».
Летом президент заявил, что новую программу оплаты труда бюджетников, предполагающую внедрение «эффективных контрактов», надо утвердить до 1 декабря этого года. В конце августа Минтруд разработал проект такой программы и направил его в правительство. И вот 1 декабря правительство утвердило текст.
На первом этапе – в течение 2012–2013 годов – чиновники планируют разработать нормативно-правовую базу для оценки эффективности труда бюджетников; запустить практику заключения трудовых договоров, учитывающих внедрение эффективного контракта; ввести прозрачный механизм оплаты труда руководителей бюджетных учреждений. Второй этап – 2014–2015 годы – будет посвящен совершенствованию квалификационных требований к работникам, разработке профессиональных стандартов, установлению базовых окладов по профессиональным группам. На третьем этапе – в 2016–2018 годах – будут достигнуты целевые показатели по росту зарплат учителей, врачей и т.д.
Среди целей правительственной программы – сокращение разрыва между средним уровнем оплаты труда бюджетников и средним уровнем зарплаты по региону; устранение необоснованной дифференциации в уровне оплаты труда руководителей и работников учреждений.
«Эффективный контракт – это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки», – говорится в документе.
Однако критерии эффективности предстоит еще найти и обсудить. Ведь нетрудно догадаться, что любая попытка административно навязать некие критерии эффективности спровоцирует недовольство со стороны работников. Что считать критерием эффективности, например, для преподавателя вуза или врача – вопрос далеко не праздный. Количество назначенных студенту экзаменов и пациенту процедур, численность учащихся в классе и больных в коридоре поликлиники, высокие оценки по предметам и быстрое выздоровление пациентов?
Учителя, преподаватели, врачи и другие бюджетники – то есть те самые более 14,4 млн. человек – оказались сегодня в подвешенном состоянии. И это очень напоминает ситуацию с пенсионной реформой, проект которой, к слову, писал все тот же Минтруд. Чиновники так и не объяснили работающим россиянам, к чему им готовиться в старости. Ясных планов пенсионной реформы до сих пор нет. Если раньше под реформой понималось утверждение конкретного плана действий с расчетами, графиками, сроками и целевыми показателями, то теперь реформой называют призыв начать предварительные дискуссии о будущем отрасли.
Правительство пока лишь надеется, что в стране получится выстроить сквозную отраслевую систему показателей оценки эффективности по принципу Российская Федерация – субъект РФ – учреждение – работник. В госпрограммах и «дорожных картах» будут установлены целевые индикаторы развития отрасли. Субъекты, отталкиваясь от них, сформулируют местные индикаторы развития бюджетных сфер. И далее критерии и показатели будут описаны в локальных нормативных актах конкретных учреждений.
Заметим, однако, что не только рост зарплат обычных бюджетников – учителей или врачей – волнует чиновников, но и ограничение роста доходов у директоров школ, руководства больниц и поликлиник. И по этому вопросу в тексте правительственной программы сразу появляется конкретика: зарплата руководителя учреждения не может быть выше средней зарплаты работников этого учреждения более чем в 8 раз, говорится в документе. Сейчас, сетуют чиновники, этот разрыв может достигать 10 и более раз.
«В целом принятый на днях документ – это скорее общее «заявление о намерениях», чем полноценная государственная программа, – считает аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин. – Но главный подводный камень, пожалуй, заключается в том, что увлечение инструментами оценки труда педагогов и медработников лишь укрепит нынешнюю тенденцию, когда они все больше усилий вынуждены направлять не на своих учащихся или пациентов, а на выставление себя в хорошем свете с точки зрения бумажной отчетности. Например, школьные учителя уже давно жалуются на то, что они сегодня не столько обучают, сколько отчитываются». По его мнению, итогом такой реформы станет еще больший рост бюрократизации образования и здравоохранения, а также, что любопытно, разрастание самого штата чиновников в профильных ведомствах, которые будут заниматься всеми этими мониторингами и отчетами.
Хотя не все эксперты столь пессимистичны в оценках. Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин не видит в идее «эффективных контрактов» ничего противоестественного. «Мы сталкиваемся с тем, что всякие идеи относительно рационализации системы образования и повышения его качества до сих пор не дают никаких результатов. Оно и понятно. Хоть зарплата в этой сфере и повышается, но все равно разрыв между бизнесом, высшими чиновниками и работниками образования не сокращается, а только увеличивается», – говорит Ясин. Примерно такая же ситуация и в здравоохранении. Поэтому идея повышения зарплат и одновременного стимулирования отрасли к эффективности вполне оправданна. Впрочем, Ясин не исключает, что реализация такой экономической меры стимулирования может быть рискованной. Но такие риски неизбежны при осуществлении реформ, резюмирует он.