Турецкий премьер Тайип Эрдоган и президент Владимир Путин попытаются решить существующие противоречия.
Фото с официального сайта президента РФ
На сегодня запланирован визит президента Владимира Путина в Стамбул, а в пятницу должна состояться церемония начала строительства «Южного потока». Напомним, что Турция дала разрешение на его прокладку, но ее участие в строительстве не планируется. Москва продолжает добиваться от ЕС предоставления «Южному потоку» статуса трансграничной европейской сети (Trans European Network, TEN). Этот статус выведет газпромовскую трубу из-под антимонопольных норм ЕС.
Накануне поездки Путина в Стамбул наблюдатели отмечают, что российско-турецкие отношения далеки от идеала. Разногласия, в частности, наметились в отношении нефтепровода Самсун–Джейхан, соглашение о строительстве которого было подписано в 2009-м.
Судя по субботним заявлениям главы Минэнерго Александра Новака, его реализация до сих пор находится в подвешенном состоянии. «Российские компании в 2011 году направили турецкой стороне предложения по улучшению экономики проекта строительства нефтепровода Самсун–Джейхан протяженностью 550 км, ответ пока не получен», – посетовал он.
Напомним, что нефтепровод планируется проложить от турецкого черноморского города Самсун до средиземноморского порта Джейхан. Проект изначально был рассчитан на прокачку в год 60–70 млн. тонн нефти в год и должен был позволить транспортировать ее в обход загруженных проливов Босфор и Дарданеллы.
Новак отметил, что существует разногласие между сторонами о тарифе на транспортировку нефти. «В тех расчетах, которые были в 2011 году, использовались цифры порядка 55 долларов за тонну. Насколько мне известно, те расчеты, которые делались турецкой стороной, составляют примерно 77 долларов за тонну», – сказал министр. «Я не очень понимаю, почему проект нефтепровода заглох. Он выгоден обеим сторонам – и России, и Турции, – недоумевает руководитель отдела инвестиционного анализа компании «Универ» Дмитрий Александров. – При этом у России позиция более сильная – если турки не согласятся на наши условия, то мы ничего не потеряем. Хотя проект интересный, поскольку Джейхан – очень крупный порт, способный принимать в том числе и танкеры. Так что для реализации идеи создания в Турции некоего нефтегазового хаба – пункта распределения углеводородных потоков для всей Европы – это было бы далеко нелишне».
С этим мнением согласен и аналитик Sberbank Investment Research Валерий Нестеров. «Мне представляется, что Турция более заинтересована в нефтепроводе Самсун–Джейхан, – полагает эксперт. – Все-таки пролив Босфор не резиновый. Тогда как у России большой необходимости в нем пока нет. Он интересен опять же Турции и Казахстану, чья нефть и ищет выхода на зарубежных потребителей».
В свою очередь, для России важен «Южный поток» – куда более труднореализуемый и амбициозный проект, у которого сохраняются серьезные экономические проблемы. Россия, в частности, до сих пор не добилась от Еврокомиссии особого статуса трансграничной европейской сети (Trans European Network, TEN) для «Южного потока». «Мы считаем, что этот проект должен получить статус TEN, поскольку является стратегическим и проходит по территории многих государств и должен обеспечивать после завершения строительства и ввода в эксплуатацию поставки 63 миллиардов кубометров газа европейским потребителям», – заявил Новак на встрече с представителями СМИ Турции накануне визита Путина в Стамбул.
Министр отметил, что в настоящее время многие страны, по территории которых будет проходить газопровод, принимают решения о придании этому проекту статуса национального. «Мы считаем, что это должно стать дополнительным фактором, позволяющим получить статус TEN в Еврокомиссии», – уточнил он.
Напомним, что первой из стран ЕС в конце прошлого года «Южному потоку» предоставила статус проекта национального значения Болгария. В июне этого года правительство Республики Сербской в составе Боснии и Герцеговины (БиГ) предоставило ему статус национального проекта и объявило его реализацию стратегической целью. Аналогичный статус в декабре может предоставить и Сербия, сообщил в середине ноября министр природных ресурсов республики Милан Бачевич.
Статус трансграничной европейской сети позволил бы вывести «Южный поток» из-под действия третьего энергопакета ЕС, требующего предоставлять доступ к трубе третьим лицам. Сегодня статус TEN имеют два трубопроводных проекта «Газпрома» – «Северный поток» и «Ямал–Европа», а также проект «Набукко», который называют конкурентом «Южному потоку».
Между тем шансы на особый статус у «Южного потока» эксперты оценивают невысоко. «Вероятность получения статуса есть. Но это – вопрос времени, и пока нет смысла торопиться», – считает Александров.
В свою очередь, Нестеров отмечает, что с «Южным потоком» все идет непросто. «Его запуск, намеченный на 7 декабря, будет чисто символическим, – говорит он. – Настоящая реализация проекта начнется лишь в 2014 году. И сегодня говорить о шансах получения статуса пока сложно. Евросоюз вроде бы и не против, но при этом настаивает на том, что незагруженные мощности «Южного потока» должны быть общедоступными. Без политического решения здесь, похоже, не обойтись – тем более что анонсированы и конкурирующие проекты без участия России. Но нужно помнить, что у Европы сегодня нет особой заинтересованности в расширении газовой инфраструктуры: потребление газа снижается, да и рынок насыщен. Так что все пожелания «Газпрома» могут быть и не удовлетворены».