Алексей Миллер и Виктор Янукович вполне серьезно воспринимают собственные газовые прогнозы.
Фото РИА Новости
Власти Украины потерпели неожиданный провал при попытке избавиться от российской газовой зависимости. На днях они объявили о подписании знакового соглашения на 1 млрд. долл. по созданию в стране первого терминала для регазификации сжиженного природного газа (СПГ) мощностью 5–10 млрд. куб. м. Причем газа более дешевого, чем российский. Однако испанский инвестор – компания Gas Natural Fenosa – заявила о том, что контрактов не подписывала и в консорциуме по его строительству участвовать не собирается. Так что 26 ноября рискует стать не праздником, а скорее датой конфуза, последствия которого предстоит преодолевать. Впрочем, в газовом прожектерстве отличается не только Украина. Недавние российские прогнозы и планы газового экспорта выглядят сегодня тоже несерьезно.
Как сообщалось, 26 ноября Госинвестпроект Украины подписал соглашение о сотрудничестве с компанией Gas Natural Fenosa (Испания) в рамках строительства СПГ-терминала в Одесской области. С испанской стороны документ якобы подписал некий Джорди Сарда Бонвехи, который ранее фигурировал в качестве представителя компании Enegas (Испания). Однако официальные представители компаний Gas Natural Fenosa и Enegas заявили, что контрактов они не подписывали, а господин Бонвехи не является их представителем. Кроме того, испанские компании добавили, что не рассматривают вопрос участия в консорциуме по строительству СПГ-терминала.
Конфуз поспешил объяснить куратор национального проекта «LNG-терминал» Виталий Демьянюк, по словам которого, Джорди Сарда Бонвехи является профессиональным коммерческим представителем и работает в интересах многих испанских компаний. А в данном случае он просто превысил свои полномочия. По его мнению, недоразумения с Gas Natural Fenosa существенно не скажутся на реализации проекта.
Между тем украинские чиновники успели провозгласить 26 ноября Днем энергетической независимости Украины. И теперь они озадачены, называя такой поворот событий разочаровывающим. Присутствовавший на фиктивной церемонии подписания соглашения с Gas Natural Fenosa украинский премьер Николай Азаров ситуацию не комментирует. Однако его представитель заявил, что страна все равно будет строить терминал – с Gas Natural Fenosa или без нее.
Об этом заявляет и глава государства. Киев рассчитывает на первые поставки СПГ в начале 2015 года, сообщил президент Виктор Янукович в ходе презентации национальных проектов в Дохе (Катар) 28 ноября. А премьер Азаров на заседании правительства в Киеве сообщил, что газ, который Украина намерена получать через СПГ-терминал, будет вдвое дешевле, чем российский газ по трубе. Впрочем, по словам еще одного подписанта – главы Минэнерго Юрия Бойко, прибытие в Украину арендованного ею плавучего завода по регазификации СПГ ожидается летом 2013 года. А газ, который будет закупаться через СПГ-терминал, окажется минимум на 20% дешевле, чем российский, подтвердил глава Госинвестпроекта Украины Владислав Каськив. По его словам, терминал будет обеспечен газом, учитывая, что сейчас идут переговоры с рядом стран, и Киев выбирает лучшие условия и цены. В то же время Каськив ожидает большую кампанию, направленную на дискредитацию этого проекта. «Мы готовы к этой кампании. Проект меняет энергетическую карту целого региона, – предупредил он. – Тот факт, что Украина становится энергетически независимой, кардинально меняет расклад сил и интересов в регионе».
Николай Азаров, Юрий Бойко (сверху), Владислав Каськив и Джорди Сарда Бонвехи подписывают «эпохальный» контракт. Фото Reuters |
Впрочем, прожектами в газовой сфере отличаются не только украинские чиновники. Руководство «Газпрома» также не раз давало похожие поводы для едких комментариев. Так, глава концерна Алексей Миллер на Европейском деловом конгрессе «Природный газ: энергия XXI века» в июне 2010 года заявил о том, что рыночные цены и цены долгосрочных контрактов скоро сравняются, а спрос в Европе вырастет. «Мы ожидаем устранения разрыва в ценах на трубопроводный газ и газ на европейских спотовых рынках не позднее 2012 года, – заявил он. – Мы уверены, что в долгосрочной перспективе спрос на газ в Европе будет только расти, при этом ее собственная добыча – стремительно падать. Независимые прогнозы показывают, что к 2020 году Европа столкнется с ростом импорта до 415 миллиардов кубометров в год, который к 2030 году увеличится до 500 миллиардов кубометров».
Его заместитель Александр Медведев в июне текущего года отличился заявлением о том, что «Газпром» намерен добиваться корректировки формулы расчета цены природного газа. Желательно, чтобы формула расчета соотносилась не со стоимостью нефти, как на данном этапе, а с ценой электричества, генерируемого возобновляемыми источниками: водой, ветром и солнцем…
Комментируя последние события и заявления, партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин отмечает, что идея строительства мощностей по СПГ в Украине была бы вполне здравой и работоспособной, если бы были договоренности с Турцией о проходе судов-газовозов через пролив Босфор. «Кроме того, проблема в том, что я пока не слышал о свободных мощностях судов-терминалов. Таких судов действительно мало, и очередь на них довольно большая», – говорит он.
Что касается цены, то вряд ли Украина сильно выиграет, считает Крутихин. «В Роттердаме сегодня СПГ стоит свыше 350 долларов за тысячу кубометров. Но в случае с Украиной этому газу предстоит пройти проливы, то есть цена может составить около 400 долларов за тысячу кубов, – перечисляет он. – Российский газ Киев покупает по 420–450 долларов, так что понятно, что никакой речи о том, что СПГ будет в два раза дешевле, не идет».
«Газпром», по словам Крутихина, отметился не менее забавными заявлениями. «Что касается цены на споте, то она сегодня на 100 долларов за тысячу кубов меньше, чем цена на трубопроводный газ. Так что здесь господин Миллер, мягко говоря, ошибался, – напоминает аналитик. – О долгосрочных перспективах вообще речь не идет. Сегодня спрос на газ в Европе стагнирует, а на российский газ – снижается. А по поводу привязки цен хоть к споту, хоть к возобновляемым источникам – все это теоретически возможно. Только тогда в каждом случае придется менять долгосрочный контракт, а в случае непонимания между партнерами – идти в Стокгольмский арбитраж. И дело это долгое…».
В свою очередь, аналитик агентства «Инвесткафе» Юлия Войтович считает, что в будущем СПГ для Украины может быть действительно дешевле российского трубопроводного газа. Однако во многом это будет зависеть как от мировой ценовой конъюнктуры, так и от политики «Газпрома» в плане установления контрактной цены на газ для соседа. «Строительство терминала СПГ потребует от Украины значительных инвестиций, и первый газ удастся закупать лишь в 2016 году, так что в ближайшее время Киеву не удастся резко сократить потребление российского газа», – считает она.