Дмитрий Медведев с соратниками сохраняют оптимизм.
Фото РИА Новости
Чем ближе Новый год, тем больше экспертов пытаются подводить итоги работы кабинета Дмитрия Медведева в 2012 году. Выговоры президента Владимира Путина трем министрам, странная отставка главы Минрегиона, слухи о кадровом дефиците в министерствах, коррупционный скандал в Минобороны, неразбериха с пенсионной реформой и отказ Минфина финансировать проекты Минздрава – таков информационный фон деятельности нового правительства России. За полгода после выборов многие наблюдатели так и не смогли понять, чем же конкретно планирует заниматься кабинет Медведева. При этом степень самостоятельности правительства и его потенциальная эффективность также остаются под вопросом.
Напомним, структура нового правительства была утверждена указом президента 21 мая 2012 года. Поствыборное правительство отличалось от предыдущего появлением новых структур – в частности, Министерства по развитию Дальнего Востока, а также «расщеплением» на несколько самостоятельных ведомств действовавшего ранее Минздравсоцразвития. Кабинет министров пополнился еще одной новой должностью министра, ответственного за организацию работы открытого правительства. Ее получил бизнесмен Михаил Абызов. Также сократилось число первых вице-премьеров. В правительстве на этой должности остался только Игорь Шувалов.
Однако что-то в работе правительства с самого начала не заладилось. Спустя буквально несколько месяцев после формирования кабмин навлек на себя недовольство президента Владимира Путина. Президент не нашел в бюджетных проектировках признаков исполнения собственных поствыборных указов, которые воплощали его же предвыборные обещания. Среди этих стратегических указов можно назвать указ о долгосрочной государственной экономической политике, о социальной госполитике, о госполитике в сфере здравоохранения, в области образования и науки, о мерах по обеспечению граждан доступным жильем и повышению качества услуг ЖКХ и др.
Путин попросил Дмитрия Медведева объявить выговор тогдашнему министру регионального развития Олегу Говоруну, главе Минтруда Максиму Топилину и министру образования Дмитрию Ливанову. Минрегион не спешил заняться вопросами создания особых условий для ипотечного кредитования отдельных категорий граждан, Минтруд медлил с подготовкой предложений по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной и гражданской службы, Минобрнауки тянуло с повышением зарплат преподавателям и ученым. Также удивило тогда президента и то, что Минфин сверстал проект бюджета на 2013–2015 годы без учета пенсионной реформы.
Почти сразу после выговора с главой Минрегиона случился казус. В СМИ заговорили о его отставке «по собственному желанию», о том, что он не ходит на работу, однако чиновники в Минрегионе и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков почему-то отрицали эти известия. В конце октября отставка Говоруна официально подтвердилась и его место занял Игорь Слюняев. Неоднозначным оказалось и положение Михаила Абызова. Многих наблюдателей удивлял тот факт, что ему не назначили никакого министерства, здания и якобы даже гаража, отказали ему также в просьбах профинансировать из бюджета сайт и другие проекты открытого правительства. Речь шла об 1 млрд. руб.
Не менее странным оказалось положение сотрудников Минэнерго. В октябре информагентства распространили новость о том, что ведомство Александра Новака испытывает острый кадровый дефицит, в ведомстве отсутствует примерно половина руководящего состава, все документы и законопроекты пишутся «на коленке» и фактически нет штатного расписания.
Некоторые наблюдатели заявляли о том, что ведомство буквально разрывается в своих предположениях, кому же в итоге оно должно подчиняться – главе правительственной комиссии по ТЭКу, вице-премьеру Аркадию Дворковичу или ответственному секретарю президентской комиссии, главе «Роснефти» Игорю Сечину. При этом близкий к ведомству источник сообщил тогда «НГ», что на самом деле ни одно только Минэнерго испытывает подобные сложности: «Это общая ситуация для тех ведомств, в которых появился новый министр. То же самое происходит и в Минсельхозе, и в Минрегионе, и, кстати, в аппарате правительства, и в администрации президента, и в МВД» (см. «НГ» от 11.10.12). Наконец, нельзя не упомянуть и громкий коррупционный скандал вокруг Минобороны, отставку Анатолия Сердюкова и назначение на его место Сергея Шойгу, которому ради этой должности пришлось оставить пост губернатора Подмосковья.
Важным недостатком кабинета Медведева многие наблюдатели считают отсутствие ясной стратегии работы правительства на ближайшие годы. По крайней мере для большого числа наблюдателей непонятно, чем же в действительности собирается заниматься правительство Медведева. Возможно, такая стратегия где-то есть, но для публики она явно не артикулирована. Может быть, правительство Медведева в качестве стратегии должно воспринимать указы Владимира Путина, подписанные им сразу после выборов, но тогда статус кабинета министров, по существу, в глазах населения значительно снижается. И само правительство становится в восприятии граждан еще более несамостоятельным.
Игорь Сечин и Аркадий Дворкович задают загадки российскому топливно-энергетическому комплексу. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru |
«Можно отметить, что правительство под руководством Медведева лишилось определенного влияния. Яркий тому пример – это создание президентской комиссии по ТЭКу, которую возглавляет Игорь Сечин. И влияние этой комиссии несоизмеримо больше влияния Аркадия Дворковича, курирующего ТЭК в правительстве», – замечает консультант компании «2К Аудит – Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Андрей Чернявский.
Пожалуй, главная характеристика, которая приходит на ум, – это «скандальное правительство», говорит директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. «В плане информационных поводов новое правительство всплывает прежде всего в связи с разного рода скандалами или негативом – затянутым процессом определения его состава, рассуждениями о самостоятельности в свете перехода бывших министров в администрацию президента, противостоянием с Сечиным, выговорами с неясным контекстом, отставками и непрозрачным принятием решений по накопительной части пенсии», – соглашается зампредседателя правления ФлексБанка Мария Сиротина. При этом Игорь Николаев уверен, что в скором времени не исключены новые скандалы и отставки.
Среди наиболее очевидных провалов нового правительства Николаев назвал ситуацию с пенсионной реформой. «Это был тест для нового правительства. Все ждали, что же оно выдаст на гора», – описывает эксперт. А оно выдало нечто невнятное и выхолощенное. Все споры свелись к одному – отменять или нет обязательную накопительную часть пенсии. При этом, заметим, даже последнее озвученное решение о ликвидации обязательной накопительной части пенсии в рамках 4% взносов нельзя назвать окончательным. Президент призвал перенести исполнение этой меры с 2013 на 2014 год. И за этот год власти всегда смогут откатить назад свое решение.
Буксует также реформа здравоохранения. Министры и тут выглядят неубедительными. Среди них случился настоящий раскол по поводу финансирования отрасли. Глава Минздрава Вероника Скворцова ясно объ-явила, что если в бюджете не будет предусмотрено наращивание расходов на здравоохранение, то качество медицины и жизнь граждан резко ухудшатся. В ответ на это глава Минфина Антон Силуанов обвинил Мин-здрав в срыве исполнения президентских указов и в том, что ведомство не хочет уложиться в выделенные ресурсы. Премьер же в этом споре никак себя не проявил, никаких окончательных решений не озвучил, а лишь поддержал в обтекаемых формулировках обе позиции (см. «НГ» от 16.11.12).
«В целом наша экономика продолжает идти по пути наращивания присутствия государства, а не приватизации, о чем ранее неоднократно говорил Дмитрий Медведев», – называет Чернявский еще один прокол.
Эксперты отмечают: сейчас основной положительный результат деятельности нового кабинета – это то, что российская экономика пока не обвалилась окончательно. Между тем это заслуга не столько самого премьера и его подчиненных, сколько внешней конъюнктуры. «На фоне европейского спада российская экономика показывает относительно неплохой рост. Хотя и здесь не все гладко. Отток капитала превысил все прогнозы, оборот на рынке акций упал в два раза. Отрицательно на деловую активность повлияло и очередное сохранение летнего времени. Относительные экономические успехи России вряд ли стоит связывать с действиями именно Медведева и его кабинета. Их основа – дорогая нефть, геополитические риски Ближнего Востока», – рассуждает директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев. Недаром, по его словам, «злые языки среди финансового сообщества называют кабинет Медведева стодолларовым».
К положительному фактору можно также отнести введение бюджетного правила. «Однако это решение не касается текущего момента, правило вводится с определенного момента в будущем», – замечает Сиротина. «Это правило может быть отменено, если ситуация в экономике резко ухудшится», – предупреждает Андрей Чернявский.