Бензин в стране все дороже и дороже.
Фото Reuters
Цены на автозаправках в стране практически ежемесячно обновляют исторические максимумы. Их рост обусловлен не только инфляцией, но и акцизами, введенными два года назад с целью наполнения дорожных фондов – федерального и региональных. Только по этой причине бензин и дизтопливо уже подорожали примерно на 3 руб., а с января 2013 года произойдет новое повышение: на 1 руб. повысится топливный акциз и на 50 копеек – различные налоги, которыми этот рубль обрастает по пути до потребителя. Однако десятки и сотни миллиардов рублей, которые получает дорожная отрасль, не изменили ситуацию в принципе. Водители жалуются на разбитые дороги, а глава Минтранса Максим Соколов обещает к 2020 году привести в нормативное состояние лишь 85% автомагистралей.
Потребительские цены на автомобильный бензин в России в октябре выросли на 2,4% по сравнению с сентябрем, а с начала года, согласно данным Росстата, рост составил 6,5%. В частности, бензин марки Аи-76 (Аи-80) в октябре подорожал на 2,1%, марки Аи-92 (Аи-93) – на 2,3%, Аи-95 и выше – на 2,6%. Дизтопливо стало дороже на 2,5%. Такая картина наблюдалась в 81 субъекте Федерации. Самым значительным рост цен на автотопливо был в Иркутской области – на 5%, в Москве и Санкт-Петербурге цены на АЗС в среднем стали выше на 2% и 3,2% соответственно. Отметим, что бензин в России дорожал на фоне снижения цен производителей на нефть, добытую в октябре, на 10,5%, а тарифов на ее перекачку трубопроводным транспортом на 0,1%. При этом с начала текущего года нефть подорожала на 18,2%, а тарифы на перекачку снизились на 0,2%.
В ноябре–декабре тенденция на отечественном топливном рынке едва ли принципиально изменится. Аналитики не исключают, что рост цен на бензин и дизтопливо продолжится в контексте общего роста потребительских цен. Согласно официальным прогнозам, инфляция по итогам 2012 года ожидается на уровне 7%. Независимые же эксперты предполагают, что этот показатель составит порядка 7,2%. Соответственно, к этому рубежу должен стремиться и рост цен на АЗС. В январе будущего года запрограммирован новый скачок цен на бензин – на 1 руб. за литр топлива повысится акциз, придуманный властями для финансирования дорожных фондов – федерального и региональных. Плюс к этому примерно 50 коп. добавятся к конечной цене различных налогов. Итого АЗС вынуждены будут поднять цены как минимум на 1,5 руб.
Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша назвал отчисления акцизов в дорожные фонды сегодня одним из трех основных факторов, оказывающих влияние на повышение цен на внутреннем топливном рынке РФ. Плюс к этому – налогообложение отрасли и мировые цены. Последние, по мнению Аркуши, могут влиять на внутренние цены на бензин в ту или иную сторону. «Но, как правило, влияют в одну сторону – повышения», – философски заметил эксперт. По его словам, январское подорожание автомобильного топлива первое, но не последнее, которое произойдет в 2013 году. Госдума уже одобрила инициативу правительства поднять с июля акциз на топливо экологического класса «Евро-4» до 8,96 тыс. руб. за тонну, на «Евро-5» – до 5,75 тыс. руб. за тонну, на дизтопливо – до 5,1 и 4,5 тыс. руб. за тонну в зависимости от экологического класса. «Политика государства направлена на повышение акцизов, а значит, на повышение цен на бензин», – констатировал Аркуша. По его словам, перманентное подорожание автомобильного топлива не отражается на потреблении. Более того, потребление бензина в стране растет на 6–8% в год, а производство всего на 3–4%. Бензин в России сейчас дешевле, чем в Европе, что едва ли можно считать аномальным явлением для нефтедобывающей страны. А мог бы быть еще дешевле и обходиться потребителю в 15–20 руб. за литр, если бы налоги составляли в цене не 50%, а как в США – 15–20%, подчеркнул Аркуша.
Однако и якобы дешевое, по сравнению с ЕС, топливо не обеспечивает России конкурентных преимуществ. По словам замгендиректора Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП) Петра Павлюка, в себестоимости грузовых автоперевозок цена бензина и дизтоплива достигает 35–40%. Рентабельность же не превышает 2–3%. Рост цен на АЗС оборачивается увеличением издержек, грозя сделать бизнес убыточным. Павлюк констатировал, что официальная статистика с топливного рынка подчас не совпадает с реальной картиной. Так, примерно месяц назад дизтопливо подорожало сразу процентов на десять. Литр сегодня обходится водителям грузовиков примерно в 33 руб. А впереди новый рост, в результате которого цены на топливо приблизятся к 40 руб. Если ситуация не изменится, бензин и дизтопливо в России будут стоить как в Европе, но после этого на грузовых автоперевозках можно поставить крест, считает Павлюк.
При этом замгендиректора АСМАП признался, что не понимает, за что автомобилисты платят. Дорожные фонды есть, но отдачи от них пока не ощущается. В стране до сих пор нет ни одной автомагистрали, которая бы полностью соответствовала стандартам качества, не создано ни одного полноценного транспортного коридора – ни международного, ни внутреннего. Глава Минтранса Максим Соколов обещает лишь к 2014 году перейти к 100-процентному нормативному финансированию эксплуатационных расходов на дороги. Но и после этого положение останется напряженным. По оценке министра, к 2020 году 85% дорог должны быть приведены в нормативное состояние. Это при том, что сейчас показатель составляет менее 40%.
Несмотря на то что в проекте федерального бюджета на 2013–2015 годы предусмотрены дополнительные 7 млрд. руб. на пополнение дорожных фондов за счет увеличения топливных акцизов, Соколову этого мало. «Тот объем средств, который выпадает, особенно начиная с 2016 года, а в совокупности это около 350 млрд. руб., это средства, сравнимые с годовым объемом федерального дорожного фонда, должен быть компенсирован», – сказал глава Минтранса. В пример министр привел европейские страны, где нижняя планка акцизов начинается с 35% и доходит до 50%. У нас же акцизы в цене топлива составляют всего около 17%. Так что акцизам, а вместе с ними и ценам на бензин, вроде бы есть куда расти. Вот только готовы ли морально к этому российские автомобилисты?