Основополагающий принцип гражданского права гласит: Pacta sunt servanda, или «договоры должны соблюдаться». Он напрямую относится и к работе властных структур. Крайне важно, чтобы власть выполняла свои обещания, включая и диалог с бизнесом, закрепленный в правительственных решениях.
Яркий пример – долгая история с переходом на новые стандарты топлива. Обязательный переход на топливо класса не ниже «Евро-3» должен был произойти еще 1 января 2009 года. Но переход на «Евро-3» отложили на два года, а затем и до 1 января 2013 года. Еще одна сдвижка была бы уже серьезным ударом по репутации исполнительной власти в глазах делового сообщества. Отрадно, что на этот раз государство осознало пагубность политики неисполнения собственных же решений. Свою позицию относительно невозможности очередного переноса публично высказали и президент Владимир Путин, и министр энергетики Александр Новак. Они убеждены, что сроки ввода новых стандартов на этот раз должны быть выполнены. Значит, новый стандарт начнет работать через полтора месяца.
Государственные решения – серьезный сигнал для бизнеса. Он подстраивается под экономический курс правительства, вкладывает собственные деньги. И если государство берет свои слова назад и не выполняет договоренности, это не просто подрывает доверие к властным структурам, но и приводит к вполне очевидным финансовым потерям. А далее вполне логичная цепочка: разочарование, нежелание заниматься инвестированием в РФ, вывод капиталов из страны.
Принятое в 2008 году решение отказаться от потребления топлива стандарта «Евро-2» привело к радикальным переменам в нефтепереработке. Ситуация наконец-то сдвинулась с мертвой точки, и после многолетних безрезультатных декламаций о необходимости модернизации производства отрасль без преувеличения испытала инвестиционный бум. Почти 20% инвестиций в обрабатывающую промышленность приходится сегодня на нефтепереработку. Естественно, государство должно было поощрить инвесторов. Тем более что для этого нужно было лишь выполнить взятые на себя обязательства.
А ведь переход на «Евро-3» важен не только с инвестиционной точки зрения. Это решение, напрямую связанное с качеством жизни. Развитие экономики и рост доходов населения формируют более высокие требования, относящиеся к окружающей нас среде. В том числе и поэтому в последнее время мы любим рассуждать на «зеленые» темы. Скажем, экологи весьма активно призывают отказаться от разработки арктических месторождений. Но Арктика – вопрос будущего. А в суровом настоящем мы имеем колоссальные экологические проблемы в наших городах, вызванные как раз некачественным топливом. От стран Европы мы отстали в вопросах стандартов почти на 15 лет. Европейский опыт показал, что отказ от «Евро-2» на 40% снизил выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта. Поэтому промедление с отказом от некачественного топлива – прямой удар по здоровью горожан. И, кстати, убытки для государства, вынужденного оплачивать их лечение. Государство, скажем, начало кампанию по борьбе с курением – но ведь выбросы бензола и серы наносят нам не меньший вред.
Не секрет, что некоторые компании ожидали очередного переноса, в силу чего не все инвестиционные планы были выполнены в срок. В результате возникла страшилка: из-за новых стандартов топлива Россия вынуждена будет перейти на импорт бензина. Но этот тезис рассчитан на слишком уж доверчивого и неподготовленного читателя. По оценкам экспертов рынка, объем импорта составит лишь 1,5% от годового потребления бензина. Тем более что основную часть бензина мы получим с белорусских заводов, что только усилит экономическую интеграцию на постсоветском пространстве. И, возможно, ускорит темпы их приватизации, в которой смогут принять участие и российские компании.
Отказ от потребления «Евро-2» – только начало пути. Впереди нас ждет переход на «Евро-4» и «Евро-5». Это значимые меры с точки зрения осовременивания России и модернизации ее экономики. Нефтяной бизнес готов и дальше вкладывать деньги в переработку. Если государство, как и этой осенью, также будет следовать однажды принятым стратегическим решениям.