Рост продаж новых автомобилей в России замедляется.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)
Россияне теряют уверенность в завтрашнем дне в ожидании новой волны кризиса. Это отражается в первую очередь на изменении потребительских пристрастий. Тенденция такова, что представители среднего класса начинают откладывать дорогостоящие покупки – и в первую очередь покупки автомобилей. Производители и дилеры несколько недель подряд фиксируют существенный спад продаж машин в массовом сегменте. Богатых неопределенность в экономики не страшит, в премиум-классе картина с продажами прямо противоположная, что, впрочем, не спасает ситуацию: если с начала года авторынок России демонстрировал рекордный по мировым меркам рост на уровне 14% в месяц, то в октябре этот показатель упал до 5%.
Итоги года для авторынка России могут оказаться куда более скромными, чем рассчитывают в правительстве.
Полтора месяца назад замдиректора департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга Евгений Кудряшов уверял, что продажи автомобилей в стране вырастут на 14,6%. В абсолютных цифрах заявление чиновника также выглядело впечатляюще – 2,03 млн. проданных машин против 1,77 млн. годом ранее. Отметим, что прогноз Минпромторга изначально выглядел заметно оптимистичнее прогноза Минэкономразвития, согласно которому в этом году рост рынка ограничится 12,4%, в 2013 году 6,2% и 7% в 2014 и 2015 годах.
Однако к середине осени ситуация изменилась – и не в лучшую сторону. Согласно исследованиям Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в октябре темпы роста авторынка России упали до 5%. Продажи новых легковых автомобилей составили 253,7 тыс. штук. Снижение резкое, учитывая, что с января по сентябрь российский автомобильный рынок прибавил 14% к аналогичному периоду 2011 года. Эксперты объясняют случившееся значительным падением потребительского спроса. Это может быть следствием ожидания россиянами новой волны экономического кризиса. Участники рынка в этот кризис не верят. Они исходят из того, что этот спад продаж новых автомобилей – явление временное и в скором времени все вернется на круги своя.
«С начала года автопроизводители вели достаточно агрессивную политику, продвигая свои бренды на рынке. В результате многие покупатели, которые прежде откладывали приобретение машины на ноябрь-декабрь, в расчете на более выгодные предновогодние условия, уже совершили покупки. Вследствие этого мы и наблюдаем нехарактерный для конца года спад продаж на рынке новых автомобилей», – считает управляющий директор премиальных брендов компании «Рольф» Татьяна Форнасова.
Директор по продажам Castrol в странах СНГ, Скандинавии и Турции Омер Дормен констатировал: в этом году поквартальная динамика продаж машин складывается неравномерно. В целом по итогам года он ожидает роста продаж примерно на уровне 10%. Перспективы российского авторынка на ближайшую пятилетку Дормен оценивает положительно. В сегменте новых автомобилей, по его мнению, продажи могут расти на 10–15%. Ключевым показателем выступает количество автомобилей на 1 тыс. жителей. В России он составляет порядка 240, в то время как в странах ЕС превышает 300 (в Германии – 600). В США на тысячу жителей приходится более 800 машин. Из этого следует, что российскому авторынку есть куда расти. И вступление страны в ВТО станет хорошим стимулом к дальнейшему развитию.
Несколько иной взгляд на итоги октября у гендиректора холдинга «Авилон Автомобильная группа» Андрея Павловича. «Снижение темпов роста авторынка обусловлено его перенасыщением. Другая причина, по которой многие потребители пока не спешат вкладывать деньги в автомобили, – ожидание традиционных новогодних акций и скидок. Особенно эта ситуация отражается в массовом сегменте, где заметна стагнация или небольшое падение продаж», – подчеркнул он. Богатые россияне свои потребительские предпочтения не изменили. В октябре значительный рост по отношению к октябрю 2011 года показали премиальные бренды. Автомобилей BMW реализовано почти на 23% больше, автомобилей Mercedes-Benz – на 47%. В текущем году Павлович прогнозирует рост продаж в пределах 10%, в следующем ожидает либо сохранение достигнутых результатов, либо небольшой, но стабильный рост.
Эксперты и участники рынка отмечают, что прибыли от продаж новых автомобилей последние годы снижаются. Конкурентная борьба за покупателя обостряется и среди производителей, и среди дилеров. И ведется она порой весьма оригинальными способами. Лояльность клиентов покупают традиционными скидками и бонусными программами, повышением качества сервисного обслуживания. Но всего этого, оказывается, уже мало. Форнасова рассказала, что компания планирует открывать в новых дилерских центрах фитнес-залы и кинотеатры. Что касается салонов красоты, бильярдных, кафе и бесплатного Wi-Fi, то все это уже реальность.