0
2719
Газета Экономика Интернет-версия

20.11.2012 00:00:00

Ручной режим оборонного ценообразования

Тэги: оружие, подлодки, цены


оружие, подлодки, цены Вице-премьер Дмитрий Рогозин рассказывает президенту Владимиру Путину о будущем контроле цен в оборонном комплексе.
Фото ИТАР-ТАСС

Президент Владимир Путин поручил вице-премьеру Дмитрию Рогозину навести порядок с ценами в оборонке. Цены производителей вооружений власти пытаются контролировать уже больше семи лет – с тех пор, как Россия начала увеличивать оборонные расходы. Однако особых успехов в борьбе с ценовыми накрутками пока нет. По словам Рогозина, цены атомных подлодок устанавливает лично Путин. Справедливую цену танков, ракет или самолетов определить очень сложно – но возможно. Для этого нужен глубокий аудит производственных цепочек, которым власти на самом деле заниматься и не хотят, считают эксперты.

Президент России Владимир Путин поручил вице-премьеру Дмитрию Рогозину, который отвечает за оборонно-промышленный комплекс, вместе с экономическим блоком правительства завершить работу над формированием общих принципов ценообразования при гособоронзаказе. «Общие принципы ценообразования надо определить», – сказал глава государства на встрече с заместителем председателя правительства. «Разговоров на этот счет много, проблем много, вы сами этого уже хлебнули как следует, но до сих пор у нас единых принципов нет», – заметил Путин. «Доведите до конца вместе с экономическим блоком правительства; это нужно завершить», – заявил Путин.

В свою очередь, Рогозин напомнил Путину, что тот в свое время сам назначал цену строительства атомных ракетоносцев. «К сожалению, пока ситуация находится в ручном управлении, и доходит до того, что вам, главе государства, приходилось самому принимать решения по таким сложным аппаратам, как, скажем, атомные подводные лодки», – припомнил вице-премьер.

В связи с новым поручением президента эксперты «НГ» напоминают, что разобраться с ценами на вооружение российские власти пробуют уже не первый год. «Примерно семь лет назад эту работу пытались наладить в тогдашнем Минэкономразвития, где были собраны отставные военные, хорошо знакомые с оборонным заказом», – говорит директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. Тогда эта команда из Минэкономразвития получила ясные рекомендации экспертов: если правительство хочет выяснить причину резкого подорожания вооружений, ему придется организовать глубокий и подробный аудит расходов всех предприятий оборонного комплекса. Однако заниматься этим, похоже, никто не захотел, рассказывает Николаев.

В подтверждение этого факта можно вспомнить заявления главы департамента экономики программ обороны и безопасности Минэкономразвития Владислава Путилина еще в самом начале 2005 года. «Мы готовы заплатить миллионы рублей, но должны разобраться в причинах роста цен», – говорил тогда Путилин, который позже возглавил военно-промышленную комиссию. Тогда чиновники обещали, что государство займется ценообразованием в оборонной промышленности – в частности, будет проведен независимый аудит цен на самые дорогостоящие виды продукции.

Кроме того, чиновники обещали включить оборонные предприятия в сферу контроля антимонопольного законодательства. Еще в 2005 году власти пытались ввести прямой запрет, госзаказчикам без согласования с гражданскими ведомствами записывать в контракты цены на закупаемую продукцию выше заявленной на конкурсе. Однако на практике усилия чиновников не дали особых результатов: получив из бюджета деньги, производители выпускали вместо трех самолетов всего один или годами откладывали сдачу в эксплуатацию вооружений в расчете на дополнительное финансирование. И сделать с таким выкручиванием рук чиновники ничего не смогли. Или не захотели.


Продукция российской оборонки с каждым годом становится все дороже.
Фото Виктора Литовкина

«Определить рыночную стоимость товара, где рынка фактически нет, – крайне сложно. Предприятия ОПК – это фактически монополии, причем закрытые и засекреченные, что еще больше осложняет процесс выявления стоимости их продукции. Практически единственный способ выяснить справедливую стоимость продукции ОПК – определить расходы на выполнение заказа. Однако здесь стоит учитывать огромное количество параметров, характеристик продукта, а также в цену заказа необходимо заложить затраты на НИОКР. Поэтому определить рыночную стоимость заказов в ОПК крайне сложно», – соглашается управляющий партнер «2К Аудит – Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Иван Андриевский.

Один из вариантов – создание аналитической службы, которая будет заниматься только ОПК. Каждый отдельный заказ должен тщательно анализироваться – от закупок сырья и работ по его обработке до покраски готового изделия. Однако помимо контроля за работой по исполнению заказа необходима современная система финансового учета, что позволит полностью контролировать движение средств, выделенных на заказ. С одной стороны, аналитическая служба по ОПК – это еще один административный ресурс. С другой стороны – при эффективной работе службы появится действительно понятная и прозрачная цена на продукцию ОПК.

В США, которые имеют самый большой в мире военный бюджет, существует специальный аппарат, который занимается закупкой вооружения. Численность этой службы превышает 300 тыс. человек. Несмотря на это, в США постоянно происходят скандалы в сфере оборонных заказов. Однако даже факт этих скандалов свидетельствует о том, что система контроля там работает. «Главный вопрос в том, готов ли российский ОПК к жесткому контролю и аудиту? Готово ли Минобороны к проверке своих контрактов? Возможно, что именно по причинам неготовности к такому контролю проблему гособоронзаказа пока решить не удается», – говорит Андриевский.

«Пытался ограничивать цены на оборонную продукцию и отставной министр Сердюков. Однако делал он это с помощью отказа от закупок. Или угрозами перейти на импорт военной техники. Но, как выяснилось, такие методы в России не работают. Думаю, если бы Сердюков перечислил оборонщикам все их хитрости с ценами, то эффект был бы другой», – считает Игорь Николаев.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
1074
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1328
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1212
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1192

Другие новости