Жить за счет доходов от продажи нефти у России уже не получится.
Фото Reuters
Период дорогой нефти – когда Россия получила 1,6 трлн. долл. от экспорта углеводородов – заканчивается. По прогнозам Международного энергетического агентства (МЭА), нефть будет непрерывно дешеветь, по крайней мере в течение ближайших пяти лет. Между тем пришедшие в страну триллионы долларов не привели к качественным изменениям в экономике. Значительная часть нефтедолларов утекла из страны, другая часть наполняла бюджет и разнообразные фонды.
«Мировые цены на нефть будут снижаться, хотя и не очень сильно. На будущий год наш прогноз – около 105 долларов за баррель, – заявил вчера на пресс-конференции «Цены на нефть: залог роста экономики России?» старший экономист Всемирного банка в России Сергей Улатов. – Дальше пойдет снижение – ниже 100 долларов за баррель. При таких ценах российский бюджет в ближайшие два года скорее всего будет сбалансированным. А позже вероятен небольшой дефицит».
Напомним, что в своем октябрьском докладе МЭА понизило прогноз спроса на нефть в текущем году с озвученных ранее 90,5 млн. до 89,7 млн. баррелей в сутки. Понижение прогноза непосредственно связано с ухудшением прогноза МВФ мирового роста с 3,5% до 3,3% в 2012 году и с 3,9% до 3,6% в 2013-м, что ударит по потреблению черного золота.
Директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев сообщил, что его компания ориентируется на уровень в 90 долл. за баррель. «При таких ценах мы не прогнозируем экономического роста России в будущем году. Будет нулевой прирост ВВП или даже минус, – сетует он. – А что это может означать? По нашим расчетам – 1% экономического роста для бюджета – это 150 миллиардов рублей. Таким образом, если ситуация будет развиваться негативно и вместо роста мы получим падение, то можно прогнозировать, что бюджет недосчитается порядка 550–600 миллиардов рублей».
По данным ФБК, в период с 2001 по 2010 год Россия от продажи нефтегазовых ресурсов получила порядка 1,6 трлн. долл.: свыше 855 млрд. долл. – от продажи нефти, 354 млрд. долл. – от продажи газа, остальное – от продажи нефтепродуктов. Это в пять раз больше, чем страна получала от аналогичной продажи десятилетием раньше. «И где эти деньги, за которые из страны можно было сделать настоящую «конфетку»?» – задает риторический вопрос Николаев.
Сумма в 1,6 трлн. долл. действительно кажется фантастической. Но эксперты уверены, что все доходы от экспорта просчитаны корректно. «Я настаиваю на том, что итоговая сумма именно такая – 1,6 триллиона долларов. Но где оказались эти деньги? Часть ушла в бюджет, 50% которого составляют именно нефтегазовые доходы, часть нефтедолларов пошла на проекты вроде Олимпиады-2014, часть – ушла из страны…» – говорит Николаев.
«Главная потеря в том, что не решались фундаментальные экономические задачи – модернизация экономики и развитие конкурентоспособности», – соглашается завсектором энергетической политики Института экономики РАН Владимир Волошин.
Между тем Улатов утверждает, что большая часть нефтяных сверхдоходов тем или иным способом была выведена из России. «И хотя часть из них осталась в стране и была инвестирована, никакого кардинального эффекта это не принесло, – пояснил он. – Стимулов для инвестирования в России как не было, так и нет. А дальше все будет зависеть от того, каким будет экономический посыл от властей».
Между тем независимые эксперты далеки от катастрофических прогнозов. «Состояние мировой экономики вряд ли ухудшится до такой степени, что мировое потребление нефти значительно сократится, – считает начальник управления инвестиционных операций Ланта-Банка Олег Поддымников. – Страны ОПЕК за последние три -четыре года продемонстрировали, что намерены и способны поддерживать цены на нефть на высоком уровне. В связи с этим следует ожидать долговременную стабилизацию цен на нефть на уровне выше 100 долларов за баррель».
«Власти пытаются свести к минимуму негативное влияние от возможного падения нефтяных цен. Было разработано бюджетное правило, по которому предполагается переход к расчету предельного уровня бюджетных расходов, исходя из средней цены на нефть, – напоминает аналитик агентства «Инвесткафе» Юлия Войтович. – На случай возможного кризиса Минфин разрабатывает несколько вариантов бюджета, исходя из цены на нефть в 80 и даже в 60 долларов за баррель, что является неким стресс-тестированием федерального бюджета на случай резких изменений внешнеэкономических условий».