Глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян рассказывает о мегарегуляторе министру Михаилу Абызову и партнеру McKinze Руслану Алиханову.
Стоп-кадр с прямой трансляции c сайта Открытого правительства
Вчера открытое правительство по поручению премьера Дмитрия Медведева обсудило проект объединения регулятивных и надзорных полномочий на финансовом рынке – то есть проект создания так называемого мегарегулятора. Особой ясности этому непростому начинанию открытое правительство не добавило. Тем более что экономисты, финансисты и банкиры выдвигали взаимоисключающие предложения. Тем не менее уже 24 ноября проект создания мегарегулятора будет представлен главе правительства.
Министр по связям с открытым правительством (ОП) Михаил Абызов определил формат вчерашнего мероприятия как обмен мнениями. По его словам, экспертный доклад с анализом различных вариантов создания мегарегулятора на финансовом рынке РФ будет представлен в правительство 24 ноября. Абызов напомнил, что в настоящее время рассматриваются три основных варианта создания финансового мегарегулятора: укрепление кадрового потенциала и улучшение материально-технического обеспечения Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), передача всех полномочий ФСФР Центробанку с возможной автономией подразделения, осуществляющего регулирование и надзор за участниками финансового рынка и создание специального органа при Центробанке с передачей этому органу полномочий ФСФР.
Для обсуждения конструкции мегарегулятора на заседание ОП явились почти семь десятков специалистов и представителей заинтересованных ведомств. Чтобы разместить их в Президентском зале РИА Новостей, из помещения даже удалили всех аккредитованных журналистов. Представителям СМИ пришлось стать зрителями и довольствоваться прямой трансляцией. Впрочем, выступающие жестким регламентом не были связаны, и каждый говорил ровно столько, сколько считал нужным.
Первым изложил свою точку зрения вице-президент Ассоциации региональных банков Александр Хандруев. Он освежил память участников мероприятия кратким экскурсом в историю. Напомнил о том, что в настоящий момент мегарегуляторы созданы примерно в 50 странах. В России предпринимается уже третья по счету попытка создать такую структуру. А первая была датирована еще 1999 годом. С тех пор актуальность создания мегарегулятора в РФ только возросла – в том числе из-за увеличения системных финансовых рисков – уверен Хандруев.
Мировой опыт говорит о двух моделях мегарегулятора – это единый контрольный орган в лице ЦБ и разделение контрольных функций между ЦБ и ФСФР. Второй вариант, в чем Хандруев твердо убежден, неприменим в России. Разделение функций – это путь к бюрократизации, бесконечным согласованиям и размыванию ответственности. Более перспективен первый путь, который предполагает передачу всей полноты полномочий Центробанку, которому будет подчинено Агентство по защите прав потребителей финансовых услуг. Этой новой структуре может быть передана часть функций от Роспотребнадзора.
Директор департамента ЦБ Сергей Швецов также убежден, что регулятор должен быть один – и обязательно в лице Центробанка. Обязательным требованием здесь выступает создание единой базы данных по рынку. Пассивный регулятор, который существовал 20 лет, перестал выполнять свои функции, с жаром доказывал выступающий. А у ФСФР нет того запаса прочности, каким обладает ЦБ. И в случае возникновения проблем на рынке ведомству физически негде будет взять деньги. Вынеся фактически приговор ФСФР, Швецов нарисовал перспективы проекта: на первом этапе на базе ФСФР создается переходная структура. Часть сотрудников ведомства придется уволить, часть перейдет в ЦБ, где появится пятый дивизион, занимающийся конкурентным сегментом финансового рынка страны. Любое другое решение – как уверены в ЦБ – создает излишнюю неопределенность. За Минфином Швецов предлагает оставить выпуск законов, определения стратегии и т.п.
От главы ФСФР Дмитрия Панкина ждали гневной отповеди в защиту своего ведомства. Но чиновник заверил, что вовсе не собирается представлять кардинально отличную точку зрения. «Во многом мы сходимся. Сейчас для нас основная проблема – это 1,5 тысячи сотрудников. Из них сокращается 200 человек. При этом добавляется большой объем работы. А в ведомстве есть всего пять–шесть человек, пригодных для написания нормативных актов», – констатировал Панкин. В его понимании, вопросы численности персонала, заключения индивидуальных контрактов с ценными специалистами – это серьезный аргумент в пользу создания мегарегулятора под управлением ЦБ.
Однако бывший первый зампред ЦБ Олег Вьюгин высказался весьма критически о перспективах объединения ЦБ и ФСФР. «Сейчас я считаю, что вряд ли стоит затевать эту кашу, – заявил Вьюгин. – Объединение двух растворов в одном стакане – это гремучая смесь». При этом Вьюгин признался, что не может представить, как новый ЦБ будет заниматься борьбой с инсайдерской информацией и разрешать внутренние конфликты интересов. В свою очередь, другой бывший зампред ЦБ Сергей Алексашенко предрек, что новой структуре на базе ЦБ придется контролировать чуть ли не всю финансовую активность в стране – например, процесс выпуска акций какой-нибудь макаронной фабрики. В связи с этим Алексашенко считает, что пока нет смысла форсировать создание мегарегулятора.
Участники финансового рынка имеют лишь самые общие представления о пользе создания мегарегулятора. «Создание мегарегулятора должно происходить при соблюдении баланса интересов большого числа участников рынка», – рассуждает вице-президент банка «Интеркоммерц» Виктор Подлесных.
«Выведение качества надзора в страховой и пенсионной сферах на уровень банковского позволит снизить риски в финансовом секторе», – надеется замначальника управления финансовой и аналитической отчетности ВТБ24 Дмитрий Лисиченко.