Премьер Дмитрий Медведев задумался о финансировании науки после доклада министра Дмитрия Ливанова.
Фото РИА Новости
Минфин перешел к жесткой обороне федерального бюджета. Вчера по настоянию Минфина была отвергнута госпрограмма развития науки и технологий на 2013–2020 годы, которую подготовило Минобрнауки. Кроме того, финансовое ведомство ограничило ресурсы для развития местного самоуправления. Вместо необходимого триллиона рублей муниципалитеты получат чуть более 67 млрд. руб. – и их финансовая самостоятельность останется во многом фикцией, так как их полномочия не будут обеспечены доходами.
Вопрос об увеличении доходов местных бюджетов должен решаться сбалансированно, с учетом уровня развития каждого региона, заявил вчера премьер Дмитрий Медведев, анонсируя доклад главы Минфина Антона Силуанова о финансовых возможностях муниципалитетов. «Изыскивая дополнительные средства для муниципалитетов, мы должны учесть уровень развития каждого региона, сбалансировать его и сбалансировать в целом. Действовать нужно и профессионально, и осторожно», – сказал Медведев.
Премьер полагает, что доходную базу местных бюджетов можно пополнить путем расширения перечня источников их доходов и увеличения дотации. Одним из этих источников доходов муниципалитетов должны стать поступления от введения с января будущего года патентной системы налогообложения малого бизнеса. Все 100% отчислений от этого налога будут перечисляться в бюджеты муниципальных районов и городских поселений.
Кроме того, напомнил Медведев, к концу года должна завершиться работа по введению единого налога на недвижимость. Согласно кадастровой оценке, в стране имеется немало несформированных земельных участков – больше, чем пятая часть земельного фонда, а в городах – около 8%. «Это существенный резерв для местных бюджетов, которым нужно грамотно распорядиться», – сказал премьер.
Впрочем, все названные резервы и источники увеличения доходов муниципалитетов не более чем капля в море их потребностей. Между тем Медведев напомнил, что год назад он ставил задачу изыскать на эти цели 1 трлн. руб. Минфин же нашел куда меньше – всего около 67 млрд. руб. Прибавка складывается из нескольких источников: передачи на места части доходов от специальных налоговых режимов, отдельных налоговых и неналоговых доходов, административных штрафов за несоблюдение нормативных правовых актов органов местного самоуправления и т.п.
Таким образом, от дотаций, которые по-прежнему будут получать муниципалитеты с целью выравнивания уровня бюджетной обеспеченности, останутся для них основным источником доходов, констатировал Силуанов, откажутся еще не скоро. Премьер неисполнительность подчиненного оправдал сложной текущей финансовой ситуацией в России. И призвал создавать для муниципалитетов стимулы к самостоятельному наращиванию доходов местных бюджетов.
Между тем Минфин предпочитает решать проблемы муниципалитетов за счет региональных бюджетов. Для этого ведомство предлагает закрепить в законодательстве субъектов РФ минимальный размер поддержки муниципалитетов. «В настоящее время на федеральном уровне порядок определения финансовой поддержки существует, а на региональном – нет. В связи с этим мы предусматриваем соответствующее внесение изменений в законодательство, обязывающее субъекты РФ определять уровень фонда выравнивания муниципальных образований, минимальное значение которого должно быть в законе», – заявил Силуанов. По его словам, часто расходные обязательства муниципальных бюджетов более чем на 50% финансируются за счет помощи из бюджетов более высокого уровня.
Второй жертвой бюджетных ограничений стала госпрограмма «Развитие науки и технологий до 2020 года», в которой Минобрнауки предложило увеличить объемы финансирования в процентном отношении к ВВП. Однако против такого повышения возражает Минфин, который предложил авторам госпрограммы увеличивать долю небюджетного финансирования науки.
«Речь не может вестись об увеличении бюджетного финансирования в два раза по сравнению с действующими параметрами», – заявил Силуанов. Министр отметил, что Минобрнауки предлагает увеличивать финансирование науки за счет средств федерального бюджета в процентном соотношении к ВВП. При этом общий объем расходов по отношению к ВВП в ближайшие годы планируется не наращивать, а в отдельные годы даже сокращать. «Увеличивать в процентном отношении к ВВП расходы на науку можно, но не в такой доле, как это предлагает Минобрнауки, с другой стороны – мы не видим усилий по привлечению ресурсов со стороны частного сектора, поэтому у нас большие сомнения в реализации возможностей бюджета с точки зрения финансирования программ», – сказал глава Минфина.
Министр напомнил, что поставлена задача по привлечению частного сектора в науку и изменению соотношения частных и бюджетных средств в финансировании научных исследований с существующего 30:70 на 70:30. Однако премьер-министр Дмитрий Медведев, в свою очередь, отметил, что при утверждении финансирования программы нужно ориентироваться на вариант развития, а не на консервативный вариант. «Опасения, что мы можем не вписаться в те или иные контрольные цифры, параметры бюджета, существуют, но мы должны давать источник развития для науки. Очевидно, что бюджетная ситуация может меняться, может становиться и хуже... но может измениться и в лучшую сторону, поэтому такие показатели и заложены в программу, когда с 2015 года там начинается значительный рост», – сказал он. В то же время он отметил, что увеличить долю частных инвестиций в науку до 70% «абсолютно нереалистично» – передает Интерфакс.
Премьер поддержал своего заместителя Аркадия Дворковича в том, что расходы на науку не должны сокращаться. «Рост может быть скромным или его вообще может не быть, но падение – это совсем тяжелый сценарий, он никак не стыкуется с основными сценариями развития нашей экономики», – отметил Медведев.
Министр образования и науки Дмитрий Ливанов считает нереалистичными показатели по увеличению внебюджетного финансирования к 2015 году в 2,5 раза, а к 2020 году – в 10 раз. «Отсутствие внебюджетного финансирования в требуемом объеме можно заместить только опережающим ростом бюджетных расходов», – сказал глава Минобрнауки.